На заседании Мажилиса подняли вопрос плохого качества особенно сельских дорог в Казахстане. Это одна из основных причин, почему люди бегут из села, сообщает информационное агентство Петропавловск.kz.
Депутат Мажилиса Парламента Саиров обратился с запросом к заместителю Премьер-Министра Роману Скляру.
«В рамках Государственной программы «Нұрлы жол» на 2020 – 2025 годы для развития местной сети дорог будет направлено порядка 1 трлн тенге на паритетной основе из республиканского и местного бюджетов.
В то же время программой развития регионов до 2025 года Правительством предусматривается доведение сети дорог с твердым покрытием городских населенных пунктов до 100%, районных центров до 50% и сельских округов и населенных пунктов до 20%.
Мы считаем, что Правительству следует обратить пристальное внимание на развитие и качество дорог местного значения в сельской местности.
Сельчане больше всех страдают от необустроенности, порой и отсутствия дорог! В аулах и селах проживают более 8 млн наших сограждан!
При строительстве дорог местного значения существуют следующие проблемы, без кардинального решения которых невозможно говорить о качестве, соответствующем современным стандартам.
Первое. Разобщенность и фрагментарность в проводимой политике по причине реализации проектов развития и содержания местной сети дорог в составе бюджетных программ нескольких администраторов. Сегодня региональные автодорожные сети находятся в составе трех администраторов бюджетных программ (МНЭ, МТиСЗН, МИИР) в рамках программ «Ауыл-Ел бесігі», «Дорожная карта занятости на 2020 – 2021 годы» и др.
Второе. Показатели технического состояния автодорог «хорошее» и «удовлетворительное» не имеют четких технических критериев, то есть не базируются на едином техническом показателе и состоянии дороги, закрепленным национальным стандартом.
Третье. Преждевременное разрушение отремонтированных дорог ввиду превышения установленных осевых нагрузок грузовыми автомобилями. Согласно данным официальной статистики по протяженности автомобильных дорог в разрезе технических категорий только 9,3% дорог страны могут воспринимать нагрузки более 10 тонн на ось, при этом 90,7% всех дорог не способны воспринимать даже минимальные нагрузки существующих марок грузовых автомобилей и находятся в зоне риска.
Четвертое. При этом акиматы сами финансируют, обеспечивают контроль, выдают и приостанавливают лицензии в сфере строительства дорог.
Также сами занимаются приемкой и вводом объектов в эксплуатацию.
Тогда как уполномоченный орган по автомобильным дорогам не имеет какие-либо регулятивные инструменты в отношении местных дорог.
Пятое. Отрасль дорожного строительства ощущает острый кадровый голод. Не хватает элементарно дорожников, проектировщиков, мостовиков, вплоть до лаборантов, грейдеристов и т.д. При этом в некоторых ВУЗ-ах и СУЗ-ах обучение этих специальностей закрывается.
Результаты данных системных пробелов мы наблюдаем ежегодно, когда на дорогах местной сети «асфальт тает вместе со снегом».
Учитывая изложенное, Фракция партии «Nur Otan» считает, что Правительству следует принять следующие меры:
- Создать систему единого администрирования бюджетных программ, в приоритете которого должно быть высокое качество строительства дорог;
- Организовать вертикаль системы государственного контроля качества по стране и выработать независимую государственную аудиторскую систему дорожного хозяйства с реализационными и контрольно-надзорными функциями местной сети дорог;
- При распределении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием приоритетно предусмотреть специальности по направлению проектирования и строительства дорог и мостов.
Просим принять конкретные меры и сообщить результаты рассмотрения в сроки, указанные в законе», — сказано в депутатском запросе, озвученном 19 мая.
Акиматам выгодно иметь минимум населенных пунктов и народа. Проще-приехали вахтой весной, отработали лето, и осенью уехали. Ни забота о дорогах, ФАПах и прочем-ничего не докучает. И похоже-это политика правительства и государства в целом становится