29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Асель Молкоедова

Гражданский журналист, село Бидайык, СКО

Асель Молкоедова

Гражданский журналист, село Бидайык, СКО

Акбулак: как в вымирающем селе на севере Казахстана пытаются восстановить инфраструктуру

Парадокс сельской местности в Северо-Казахстанской области в том, что в последние годы, когда в регион вдруг потекли деньги, в уже почти загнувшихся населенных пунктах стали восстанавливать то, что недавно было разрушено. Десятилетиями приходили в упадок дороги, групповые водопроводы, которые снабжали водой все сёла области, стадионы, клубы, школы и торговые центры… На этом фоне естественным образом стало уменьшаться население 99% сёл области. Гражданский журналист Петропавловск.kz Асель Молкоедова побывала в селе Акбулак, в котором жители порой жалуются на перебои с водой.

Небольшое село Акбулак находится в 30 км от райцентра Уалихановского района села Кишкенеколь. До 2010 года этот населенный пункт назывался Чехово: в марте 1954 года в североказахстанской степи целинники организовали зерносовхоз Чеховский и за 30 лет построили большое уютное село. В Чехово был детский сад «Колосок» на 200 мест, торговый центр, где функционировали 7 магазинов, светлая уютная гостиница, столовая, пекарня, кулинария, а также колбасный цех. До сих пор функционирует двухэтажная Чеховская средняя школа, рассчитанная на 320 учеников. Правда сейчас на всю школу и мини-центр при ней наберется едва ли сотня ребятишек.

Строительство новой школы, 1970-е годы.

Были в Чехово клуб, больница со своей лабораторией и профилакторий, где могли поправить свое здоровье все нуждающиеся жители села, не выезжая в районный центр. Новые квартиры получали механизаторы, животноводы, специалисты…

Об их судьбе я расскажу чуть позже.

Косули в степи

Село находится посреди великолепной степи. Косули лежат вдоль дороги в высокой траве, по полям бегают сурки.

Добраться до Акбулака нелегко: дорога находится в ужасающем состоянии. От асфальта, который тут когда-то был, не осталось и следа. Глубина колеи в некоторых местах доходит до 30-40 сантиметров. Летом местные жители обычно пользуются полевыми дорогами, но нам пришлось все 30 километров от Кишкенеколя ехать по основному грейдеру со скоростью 20-30 километров в час.

В Акбулакском сельском округе добывают щебень, большегрузы, которые его транспортируют, и убивают трассу.

Село Акбулак небольшое — 124 двора и 427 жителей. На улицах села асфальта тоже нет. Проезжая часть улиц представляет собой грунтовую дорогу, усыпанную щебнем мелкой фракции. Но передвигаться внутри села намного комфортнее, чем по трассе из Кишкенеколя.

Незадолго до моего визита в селе установили новое уличное освещение. Современные светодиоды радуют жителей в вечернее время.

Одна из основных проблем в этом населенном пункте, как и во всём Уалихановском районе, водоснабжение. Несмотря на то, что через Акбулак проходит водопровод, жители примерно половины дворов вынуждены ходить с флягами на пункт раздачи воды. Из 124 дворов лишь чуть более 50 провели воду внутрь дома. Но даже им для получения нормального напора воды в кране необходимо покупать специальные насосы: давления внутри водопровода недостаточно, а водонапорной башни в Акбулаке нет. Такие насосы стоят 14 тысяч тенге: для жителя села деньги немаленькие. Кроме того, местные власти обещают в ближайшее время установить в Акбулаке водонапорную башню, и тогда необходимость в насосах отпадет. Некоторые жители в надежде, что это событие все-таки произойдет, не решаются тратить деньги на насосы.

Водонапорная башня в селе была: строение 19-метровой высоты установили еще в 1983 году. В башне было две емкости — на 250 м² и 50 м², но в 2000-е годы она перестала функционировать, некоторое время простаивала мертвым грузом, а к 2016 году, когда ее физический износ достиг 70% по оценке специалиста, местные власти решили продать ее на металлолом, признав бесхозной. Оценщик посчитал, что ее рыночная цена 313 тысяч тенге, но продали ее всего за 74 тысячи тенге.

Кстати, водонапорные башни системы Рожновского имеют срок службы до 40 лет при правильной эксплуатации, и в некоторых населенных пунктах Северо-Казахстанской области до сих пор действуют.

Водонапорная башня в 2016 году

По приблизительным оценкам строительство новой водонапорной башни обойдется бюджету в 7-15 миллионов тенге. Такие суммы сейчас заложены на строительство водонапорных башен в сёлах Северо-Казахстанской области, где они необходимы. Так, например, по данным сервиса Adata.kz на водонапорную башню в селе Благовещенка Жамбылского района выделено 6,6 миллионов тенге.

Аукцион о продаже водонапорной башни в селе Акбулак.

Акбулак очень компактное село: при проектировании улиц все было учтено таким образом, что жилые дома окружают центр, в котором находятся все самые важные и нужные объекты. Здесь двухэтажное здание Чеховской средней школы с мини-центром для детей. Сельский клуб с небольшим тренажёрным залом.

В центре села установлена детская спортивно-игровая и баскетбольная площадки, поле для мини-футбола. Есть и стадион с трибунами, у которого правда совсем непрезентабельный вид со стороны. Напротив здания акимата расположен мемориал памяти ветеранов ВОВ с фотографиями и именами. Правда, все заросло травой. Мемориал требует надлежащего ухода.

Раньше здесь, в центре села, был торговый центр, профилакторий, электроцех, пекарня… Все это развалилось и было продано с аукционов.

Развалины профилактория продали за 82 тысячи тенге, кирпичные стены двухэтажного торгового центра (площадью 1800 м²) за 49 тысяч тенге… Чтобы восстановить социальную инфраструктуру села, понадобились бы сотни миллионов, но восстанавливать по большому счету не для кого. Большое село, в котором было более тысячи жителей, как и большинство населенных пунктов — становится все менее многолюдным. И сейчас на улицах Акбулака огромное количество строительного мусора от зданий, в которых никто не живет и не работает.

Сделать жизнь сельчан в Акбулаке более комфортной власти могли бы — вот и башню собираются установить уже в следующем году. И мне очень хочется надеяться, что проблемы, с которыми сталкиваются жители, будут решаться. К примеру, стихийные свалки и кучи мусора на местах, где когда-то стояли здания, можно было убрать, не откладывая решение проблемы в долгий ящик.

Когда мы собрались в обратный путь, местные жители рассказали, как доехать до Кишкенеколя по полевой дороге. Если сравнивать два пути до Акбулака, можно сказать одно: полевая дорога намного комфортнее. По основной трассе мы ехали около часа. Это было особенно тяжело, потому что за окном в тот день воздух прогрелся до 32 градусов тепла. По полевой мы долетели до Кишкенеколя за 20 минут, наблюдая из окна автомобиля за сурками. Эти забавные животные не боятся транспорта, встают на задние лапки и наблюдают.

Вот таким я увидела Акбулак. Со своими недостатками и достоинствами.

Один комментарий

  • Максим

    Конечно то, что сейчас строят в сёлах инфраструктуру, это хорошо, вот только припоздали с этим на пару десятков лет-основная причина развала сёл, это отсутствие работы и очень низкие зарплаты, работая сутками сельский житель может оставаться в нищете, т.к. многие работодатели в селе очень любят экономить на своих работниках, они монополисты сельских благ. И бюджетники не всегда имеют хороший заработок, у учителей, например, все время районные отделы образования со своими ставленниками на селе выискивают правовые способы для урезания зарплат своим работникам особенно сельским, видимо бюджет районов планируется на уменьшение расходов на з/п. Вообщем как бы сказал в свое время В.И. Ленин : творили и творят трудовой и правовой беспредел в селе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи: