29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Анновка: забытая церковь в казахстанской степи

Ночью на берегу озера совершенно тихо: где-то в камыше кряхтят утки, изредка плещется рыба, страдающая бессонницей, пару раз в ночи чиркнет спичкой рыбак, живущий в вагончике. И пока тлеет папироса, он рассматривает в лунном свете высокие стены одиноко стоящей чуть поодаль церкви, в стенах которой 120 лет назад заложили таинственную реликвию, привезенную сюда бывшей фрейлиной императорского дома Анной Шереметевой. По ее имени и названа деревня — Анновка. Корреспондент Петропавловск.kz побывал в заброшенной на берегу озера Жаксы-Жарколь церкви.

От деревни осталось два дома, памятник погибшим в годы войны местным жителям и стены церкви, о которой слагают легенды. Где-то в этих стенах находится таинственная реликвия, привезенная графиней Шереметевой из Московской области. Именно она по легенде не дает церкви разрушиться полностью в ожидании второго пришествия людей в это благодатное место и хранит от собирателей металла, которого здесь еще в избытке — и решетки на окнах, и громоотвод, и петли от дверей. Брать что-либо отсюда заезжие искатели металла побаиваются.

По рассказам местных жителей, жестоко небесные силы покарали тех, кто участвовал в разрушении церкви во времена советской власти — и жили плохо, и умерли страшно. Да и спустя много лет после этого каждый, кто посягнул на церковь, не ушел от наказания. Горстка рыбаков, живущих в вагончике на берегу озера, буквально в 100 метрах от стен старой кирпичной церкви, то ли с благоговением, то ли с ужасом наперебой вспоминают страшные истории.

— Да каво ты! Помнишь этот приезжал, из Богдана (поселок с другой стороны озера), выискивал там что-то, то ли кирпичи увез, то ли перекладину. Так его через 10 дней стеной придавило насмерть, — с жаром рассказывает один.

— Да и до него тут ездил один еще, так тоже ведь помер! — припоминает второй.

А я ему говорил — не лазь ты туда, худо будет! — поддакивает третий.

Как тут не быть суеверным и набожным, раз такие наказания следовали за покушение на святыню. Стоя в сторонке и слушая этих мужчин, я все же надеялся, что это выдумки: вера не должна быть такой грозной и карающей, но сами по себе истории поучительные — не разрушай церковь.

— Войдем в храм как следует, через дверь, — это Виктор Дрегер, житель поселка Целинный, который и привез меня в Анновку.

Зашли внутрь: просторное помещение еще недавно использовалось как сельский клуб. Маленькая каморка на месте когда-то просторного парадного входа переделана под будку кинопроектора, в большом зале стояли стулья, проводились собрания. Вероятно устраивались танцульки, да и мало ли чего еще бывало в сельских клубах, чего в церкви делать совершенно нельзя. По выходным показывали кино, а экран был в полукруге алтаря.

В двух метрах над землей в бывшем алтарном помещении кто-то поместил маленькие иконки. Возможно, Костанайский епископ Анатолий, он был здесь в середине апреля. Анновская церковь считается одной из главных религиозных святынь Костанайской области и сюда часто приезжают представители церкви или просто набожные люди, которые даже в разрушенном храме видят святое место.

Несмотря на то, что двери тут уже нет, а стены пустили глубокие трещины, былое величие местной церкви хорошо видно. Если вообразить, что над этим кирпичным остовом блестят золотые купола, то легко представить, как эту величественную церковь с высокой звонницей, стоявшей поблизости, видно не только с противоположного берега озера Жаксы-Жарколь, но и из куда более далеких населенных пунктов… В степи такую церковь было бы видно километров за 30.

Закрыл глаза и представил колокольный звон, шум голосов — люди собираются на вечернюю службу, а рядом, как маленькое море, шелестит волнами Жаксы-Жарколь. Как это перевести… «хорошее помогающее озеро»?

Если это так, то озеро им действительно помогало: рыбы было так много, что хватало на несколько окружных деревень. А потому уже через три года после того, как здесь были построены первые хаты в центре села стояла великолепная церковь.

Строительство началось сразу. В историческом очерке краеведа Валерия Стародуба о памятных местах Сарыкольского района есть довольно подробный рассказ о том, как в 1898 году в этот пустынный край выехал небольшой караван из 13 телег и пары карет, цель которого была в том, чтобы найти плодородное место на краю степи. Такое место как раз на месте нынешней Анновки и было найдено. В каретах ехала фрейлина императорского дома Анна Шереметева, а также земельные специалисты, которые задолго до освоения целины нашли эти земли превосходными.

По легенде, именно графиня Шереметева выбрала место для постройки церкви и вложила в нее большую часть денег. Однако с окружных деревень был собран своеобразный налог — в виде яиц, молока и других натуральных продуктов, которые использовались при строительстве.

В 1898 года в земле рядом с будущим фундаментом храма был вырыт котлован, в который летом засыпали около 30 тонн извести — ее возили из далекой Варваринки, что в 300 км от места строительства. Представляете, что такое возить известь на телегах на расстояние в 300 километров? Неделя пути в одну сторону, неделя — обратно. Пока гасилась известь, построили обжиговую печь для кирпича, заказали колокола и, помолясь, начали строительство.

Это, конечно, была не первая церковь в Северном Казахстане, но одна из немногих на тот момент. И уже в момент строительства весть о том, что в Анновке стоит церковь — сама по себе успокаивала переселенцев, боявшихся неизвестной степи. К моменту окончания строительства Анновка стала центром общественной жизни и состояла из двух полноценных улиц. А затем война революций, еще одна война, перестройка… И тут уже непонятно — то ли церковь разрушается от того, что люди покинули это место, то ли деревня умирает вместе с тем, как разрушается храм.

Говорят, что эти стены простоят еще лет сто, но в некоторых местах кирпич уже стал хрупким, на «кинобудку» свалился огромный кусок кирпичной стены, весом под тонну, а в перекрытиях трещины толщиной в палец. И все же Анновская церковь — храм Параскевы пятницы, пока еще выглядит очень величественно и в то же время таинственно на берегу этого озера.

Пока я рассматриваю арки окон, сделанные без единой смычки, Виктор Владимирович старательно стирает со штукатурки бранные слова, оставленные какими-то не слишком умными подростками. Они заклятия не побоялись, поначеркали всякого и ушли. А церковь осталась, отряхнулась от бранных слов и продолжает хранить в себе загадку таинственной святыни, вмурованной то ли в одну из стен, то ли в фундамент. Сейчас дознаться до правды о том, что же это за реликвия — невозможно. Следы самой Анны Шереметевой и те нарисованы водой, так как имя и должность фрейлины при императрице — единственное, что доподлинно известно.

Группа историков долгое время изучала следы фрейлины и лишь потом отдала предпочтение Анне Васильевне Шереметевой, которой я не нашел в списке фрейлин жены Николая II Александры или вдовствующей императрицы Марии Александровны (жены Александра II). Единственно возможная кандидатка на роль фрейлины императрицы с таким именем и фамилией — Анна Алексеевна Шереметева, родившаяся в 1949 и дожившая как минимум до Первой мировой войны. Она была фрейлиной императрицы Марии Александровны. К моменту постройки Анновского храма ей было 50. Самое время, чтобы быть очень набожной.


В ту ночь я спал в юрте. На улице дул бесконечный ветер и от сочетания бесконечного множества впечатлений, полученных за один день, в голове рождались сами собой образы — то графини, то рыбаков, рассказывавших страшные байки, то какой-то размытой фигуры, крадущейся в темноте по церкви и несущей что-то небольшое, светящееся странным теплым огоньком…  Это она, это тайна, вмурованная в стену, еще немного и я узнаю, куда она ее положила, ведь темная фигура — это Анна. Она скользнула вдоль стены в сторону алтаря и… на улице залаяла собака. Наступило утро.

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

3 комментариев

  • Сергей

    Легенда о фрейлине Шереметевой не подтверждена ни единым документом, но, как любая красивая сказка, имеет право на существование.

  • Романов Владимир

    Ох и врать вы все мастера , сочинили такую ерунду. Насчет Анны я отрицать ничего не буду. Будто церковь наказала кого-то не надо лазить и разбирать то , что не строил. Кто вам сказал , что из за церкви селение начало разваливаться. Как мне рассказывали старожилы , что люди стали разбегаться из-за коллективизации. За ночь пустели улицы. Никто не хотел вступать в колхоз. Сначала церковь превратили в амбар и там ссыпали зерно. Потом уже построили клуб. Я проработал в клубе более 20 лет. Сколько я в это здание вложил сил как никто. Да и были танцы , мероприятия и кино. Поселок долго держался. Но все пришло в упадок в начале 1990 годов. Решилось все быстро скот продали и все вывезли. Некоторые селяне еще долго там жили жили и все таки все уехали кто куда. Очень жаль что власти отнеслись к этому безразлично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи: