Жители Мамлютского района Северо-Казахстанской области в последний день масленичных гуляний провожали зиму, жгли чучело и угощали блинами. Наш гражданский журналист из Мамлютского района Светлана Крутоус успела побывать в нескольких населенных пунктах и накормить блинами местных ребятишек, рассказывает Петропавловск.kz.
Масленица — один из главных традиционных восточно-славянских праздников, предшествующих началу Великого поста. Он непременно включает в себя один из самых интересных обрядов, дошедших до нас с языческих времен — символичное сожжение чучела.
Сейчас уже мало кто разбирается в подробностях этого обряда, но изначально славяне сжигали на костре не Масленицу, а богиню Морену, которая символизировала зиму.
Кстати, пеплом сожженного чучела удобряли поля, чтобы был хороший урожай.
В гости на блины забежали одноклассники сыновей, друзья с соседних улиц села Воскресеновка.
Именно после сожжения Морены-зимы и должна была наступать весна. А блины на масленицу — это символ языческого бога Ярило, он же — солнце. Если смазать свежие блины маслом, то они приобретают золотистый оттенок — как солнышко.
Этот языческий праздник, как и многие другие, интегрировался в более современные верования, хоть и не приветствуется церковью.
Отец Евгений, настоятель храма иконы Казанской божьей матери в городе Мамлютка, ещё помнит советские времена, когда на мамлютском болоте пекли блины, запрягали лошадей и катались, проводили массовые гуляния. С точки зрения православной церкви, Масленица — это просто подготовка к Великому посту. В то же время, всё языческое для церкви чуждо и считается ересью.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Комментарий отца Евгения:
«Для христианина богослужебная жизнь – это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, должен посещать в эти дни богослужения. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть — утешение на трапезе. Важно помнить, что масленица – не повод объесться до предела, так, чтобы до самой Пасхи не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на Масленицу – это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.
Сжигание чучела масленицы, залезание на столб – это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.
Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать, что он Масленицу празднует.
Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом всё это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и всё более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица (Масленица) проходит между неделями (воскресеньями) о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьёзных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью.
На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идёт о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному».
Празднование Масленицы в сёлах Мамлютского района.