29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Старый Петропавловск: локомотивное депо

Сейчас уже трудно себе представить, но когда-то в Петропавловске не было железной дороги. Это был маленький городок с населением около 10 тысяч человек. И вдруг… именно через Петропавловск решили провести Транссибирскую железнодорожную магистраль. С появлением железной дороги город стал развиваться очень быстрыми темпами. Первым зданием на железной дороге еще до вокзала было локомотивное депо, так как на каждой станции нужно было ремонтировать, осматривать и заправлять паровозы, рассказывает Петропавловск.kz.

В феврале 1891 года правительство Российской империи утвердило решение о начале строительства Транссиба и создало специальный комитет по сооружению магистрали. Было множество различных схем строительства, правительственная комиссия рассматривала разные города, где могла пройти важнейшая для страны железная дорога. В итоге Петропавловск попал в счастливый список. И одновременно со строительством дороги стали строить локомотивные депо на базовых станциях. Кстати, именно транссибу обязано своим появлением Булаево и многие другие поселки и города.

Здание локомотивного депо строили в  1891-1896 годах. Строительство Западно-Сибирской магистрали возглавил К.Я. Михайловский.

Пять лет (1892-1897 гг.) строили железную дорогу и столько же времени сооружали здание паровозного депо. Строительство начали на пустыре в пяти верстах (1 весрта — 1066,8 м) от города. 1 октября 1896 года здание было отстроено, и в нем было размещено паровозное депо.

Петропавловское депо было самым крупным на всем 272-километровом участке пути от станции Макушино до станции Исиль-Куля.

Здание кирпичное, одноэтажное, площадью 1660 кв.м. Снаружи стены по периметру подпираются сорока массивными контфорсами из бутового камня. Пол и перекрытия деревянные с кровлей из жести. Окна большие, арочного типа, с мелкорешетчатыми рамами.

Для производства более крупного ремонта рядом с депо построены мастерские и др. вспомогательные помещения.

Локомотивное депо — образец исторической планировки города, характерной для конца XIX — начала ХХ века, выразившейся в плановой комплексной застройке кирпичных построек общественного и транспортно-промышленного назначения, и является архитектурным наследием города.

Здание взято под охрану решением облисполкома (№ 501 от 11.12.80 г.).

7 комментариев

      • Дмитрий Серков

        Информация обо многих исторических объектах довольно хорошо известна и, как в случае данной серии публикаций, периодически дублируется. Чего не скажешь ещё о двух осколках старого Петропавловска — о них на моей памяти ни разу не было никаких упоминаний ни в краеведческих изданиях, ни в СМИ: это здания на пересечении Муканова — Алтынсарина и на Ущева, напротив бывшего пивзавода. И если второе пребывает в относительно сносном состоянии, то роскошный декор, как и в целом фасад, первого — в плачевном. Это же всё равно что Дом Невесты, только без полукруглых окон и красивой легенды. Думаю, не только мне были бы интересны какие-нибудь сведения об этих двух строениях. Если заинтересуетесь, поработайте совместно с профильными ведомствами в этом направлении. Спасибо.

          • Дмитрий Серков

            Основной объём информации, которой я располагаю, почёрпнут мной из общедоступных материалов М.Морозова и С.Преснякова, на которые я не раз ссылался. Вряд ли мне удастся представить их в виде лучшем, чем у журналистов вашего информагентства (что уже было в 2010-х), но могу подсказать пару наиболее интересных ранее не затронутых тем из этих источников: нереализованные архитектурные проекты советского периода и полулегендарные события и факты раннего периода существования города. К слову, и интереснейший рассказ о синагоге, историей которой интересуется Boris, там тоже есть. Так что все карты в ваши руки! )) С/у.

  • Дмитрий Серков

    И такой ещё момент. Как минимум на двух архитектурных объектах, числящихся, согласно доступной его редакции, в списке памятников местного значения, отсутствуют соответствующие таблички, которые раньше точно были: это Дом подрядчика Малахова (N°44), и деревянный купеческий дом (N°28) рядом с Домом Баженова. Ну и Дом подрядчика Перелыгина стоило бы включить туда же. Полагаю, охранный статус хоть в какой-то мере препятствует тому, что недавно произошло с наружным обликом бывшего хирургического корпуса на бывшем «Локомотиве».

  • Эвелин

    Узнайте, опубликуют ли ваш текст, если вы его напишите. Будет прикольно: вы — в газете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *