Тема общественного транспорта Петропавловска — как перелом, который не срастается. Куда ни ткни — везде больно. Горожане ругают и состояние автобусов, и график движения маршрутов, и особенно недовольны тем, что местные власти многократно не исполняют свои обещания по наведению порядка в сфере транспорта. Очередное масштабное «обновление» автобусов внезапно оказалось тест-драйвом. В совместном проекте журналисты «Вечернего Омска» и Петропавловск.kz решили обсудить, какие изменения в транспортной инфраструктуре случились в наших городах за последние годы. Ведь омский транспорт и жуткие «газели» еще недавно получали такое же количество критики. Возможно, сравнивать наш небольшой городок с миллионным Омском не вполне корректно, все таки и бюджеты городов различные, но стоит учитывать, что и масштаб проблемы в большом городе — куда более значительный.
Виды общественного транспорта
Петропавловск
Пассажирские перевозки в Петропавловске осуществляют исключительно автобусы. В основном это тесные и совершенно неприспособленные для северных широт автобусы различных марок, произведенные в Китае. В народе такие автобусы прозвали «зайчиками» за большие зеркала, напоминающие уши зайца.
Чуть реже используют автобусы марки ПАЗ-3205. Весьма неплохой автобус, беда которого только в том, что он не производится в Казахстане.
С появлением в Казахстане заводов, специализирующихся на сборке автомобилей и автобусов (из деталей китайского производства), все города постепенно переходят на «поддержку отечественного производителя». В ближайшее время в Петропавловск должны завезти 100 автобусов марки “Ютонг», собранных на предприятии «СарыаркаАвтоПром» в городе Костанай. Только вот беда: предприниматели, занимающиеся перевозками в Петропавловке, не хотят их приобретать даже с учетом государственных субсидий. Слишком уж велика стоимость. А государственных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, в Петропавловске нет.
Омск
На 135 городских маршрутах работает 1651 автобус малого класса, 350 – среднего класса, 253 автобуса большого класса, 121 троллейбус, 75 трамваев. Это муниципальный транспорт и частники.
В последние три года прошло значительное обновление транспорта. Были закуплены 130 автомобилей марки «ПАЗ». Также муниципальные парки взяли в лизинг сто «Луидоров» (газель). Такие же машины преимущественно используют и частники. «Луидоры» с очень узким проходом омичи не оценили и мечтают о больших автобусах. Маленькие «газели», где нельзя было даже встать в полный рост, постепенно ушли с городских дорог.
Первым за долгое время крупным приобретением стали 20 больших автобусов на метане. В феврале этого года на омские дороги вышли еще 20 новых пассажирских автобусов VOLGABUS на газомоторном топливе.
Как менялась транспортная ситуация в последние годы
За последние 10 лет в Петропавловске положение общественного транспорта стало катастрофическим. В 2013 году был закрыт последний маршрут троллейбусной сети, действовавшей с 1971 года. С той поры ни разу не происходило глобального обновления подвижного состава частных автобусных парков.
«Зайчики» ломаются на ходу, дымят, горят и вызывают огромное недовольство у местных жителей. В связи с этим акимы города и области обещают исправить положение, закупить новый, более комфортный и экологичный транспорт, но встречают лишь непонимание у местных жителей, которые считают, что платить за один автобус 40-45 миллионов тенге (7-8 млн рублей) — это слишком дорого.
А в это время в Омске — большие перемены. До 2015 года рынок пассажирских перевозок в Омске развивался хаотично. Доходило до того, что, получив лицензию, перевозчики могли не приходить в администрацию за картой маршрута, а открывали собственные. Все это привело к тому, что магистрали оказались наводнены «газельками». В какой-то момент количество «газелей» на улицах города доходило до 4 тысяч, в то время как автобусов, троллейбусов и трамваев становилось все меньше.
В конце 2017 года сфера пассажирских перевозок в городе испытывала серьезный кризис. Долги муниципальных транспортных предприятий превысили 600 миллионов рублей (3,5 миллиарда тенге). Однако властям города и области удалось решить эту проблему – предприятия рассчитались с долгами и даже приступили к обновлению автопарков.
После вступления в силу в 2015 году 220 федерального закона «Об организации перевозок» сферу транспортного обслуживания начали регулировать. Прежде всего – отменять дублирующие маршруты «газелей». Началась замена подвижного состава на более вместительный. На покупку транспорта большого класса ориентируют и частных перевозчиков, обещая в перспективе более длительные контракты.
Обновление транспорта
В последние два года Омск получил значительное обновление транспорта. Региону дважды одобрили федеральную субсидию в размере 60% по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на покупку новых машин большого класса.
В трехлетней программе Омску была предварительно одобрена покупка 76 троллейбусов и 105 автобусов большого класса. Из них 62 троллейбуса город уже получил. Остальные троллейбусы планируют получить в этом году.
В прошлом году в Омск пришли 20 новых автобусов на газу. В феврале этого года на омские дороги вышли еще 20 новых пассажирских автобусов VOLGABUS на газомоторном топливе. Поставки автобусов ожидают и в этом году.
Кроме того, в 2020 году впервые прошло масштабное обновление в трамвайном парке.
Муниципальный контракт на покупку трамваев с рассрочкой на пять лет без лизинговых платежей составил почти 700 млн руб.
Обновление автобусного парка в Петропавловске сопровождается прямо таки сказочными перипетиями. Бюджет субсидирует заведомо убыточные маршруты, что позволяет обновлять подвижной состав и на них. Но происходит это очень нерегулярно: последнее обновление подвижного состава в Петропавловске было в 2018 году. Тогда частные перевозчики (других в Петропавловске нет) закупили 20 новых автобусов китайского производства. Стоимость одного такого «зайчика» в ценах 2018 года — 20 миллионов тенге (3,6 миллиона рублей).
В январе 2021 года в Петропавловск прибыла первая партия автобусов сборки костанайского завода. Несмотря на то, что они лишь немного больше уже существующих, а их покупка обойдется в 5 миллиардов тенге (900 миллионов рублей), глава региона Кумар Аксакалов торжественно заявил, что это только начало, и вскоре прибудут остальные из 100 предполагаемых автобусов.
Закончилось все оглушительно: 30 марта эти автобусы внезапно увезли обратно на завод «на доработку». В то же время в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Петропавловска пояснили, что автобусы привозили — исключительно на тест-драйв.
Инфраструктура
Перед форумом межрегионального сотрудничества, который проходил в Петропавловске в 2018 году, в городе внезапно массово поменяли остановки. Вместо устаревших и больших остановочных комплексов на улицах появились миниатюрные стеклянные остановки, которые не могли защитить горожан ни от ветра, ни от дождя. Такие перемены жители не оценили: в городе, где постоянно дует ветер, такое новшество прижиться не могло.
Эксперимент с теплыми остановочными комплексами стартовал все в том же 2018 году, но закончился словами акима области Кумара Аксакалова о том, что такие остановки в регионе не прижились… Возможно потому, что они были закрыты на ключ большую часть времени.
Год назад в Омске начали устанавливать теплые остановки. Новые павильоны ставили вместо старых ларьков, что вызвало резонанс среди общественности. Однако нынешней суровой зимой теплые остановки стали настоящим спасением, многие омичи их оценили. Пришлись павильоны по вкусу и бомжам.
Объем пассажиропотока
По данным департамента транспорта, в марте муниципальные предприятия Омска перевезли наибольшее за два года число пассажиров – 6,3 млн человек. В марте прошлого года число пассажиров составило 5,8 млн человек. В общей сложности в 2020 году предприятия перевезли 56,5 млн человек. За три месяца 2021 года муниципальным транспортом воспользовались 16,2 млн пассажиров.
При этом резкое увеличение пассажиропотока отметили на магистральных маршрутах, где теперь график движения продлен с 6.00 до 23.00, а интервалы сокращены. Троллейбус в среднем перевозит порядка 560 человек в день, автобус – 637 пассажиров.
Пассажиропоток в Петропавловске относительно небольшой. Мониторинговая группа, производящая анализ перехода на электронное билетирование (которого в Петропавловске до сих пор нет) в феврале 2021 года определила, что один из самых популярных маршрутов города перевозит в среднем 44,7 тысяч пассажиров в месяц. Это около полумиллиона пассажиров в год. На указанном маршруте 9 единиц автобусов. По данным акима города Марата Тасмаганбетова (2018 год), ежедневно общественный транспорт Петропавловска перевозит около 4,5 тысяч пассажиров.
Стоимость проезда
Проезд в общественном транспорте Петропавловска стоит 80 тенге (14 рублей). С введением электронного билетирования стоимость оплаты повысится для тех, кто хочет рассчитаться наличными деньгами (до 130 тенге), при оплате картой стоимость проезда останется прежней.
В настоящее время оплата банковской картой недоступна для большинства маршрутов общественного транспорта, хотя планы по установке валидаторов были неоднократно озвучены в 2018, 2019, 2020 годах.
Стоимость проезда в Омске варьируется в зависимости от вариантов оплаты. При расчете наличными омичи платят 30 рублей (170 тенге). При оплате банковской картой стоимость проезда составляет 25 рублей (140 тенге). Безналичным расчетом, по последним данным, пользуются 88% омичей.
Помимо расчета по банковской карте, используются электронные проездные «Омка». Пополнить их можно в киосках, а также с помощью приложения «Сбербанк-онлайн»
График движения
В среднем автобусы в Омске работают до 22.00.
Недавно в городе ввели магистральные маршруты. Это старые маршруты, режим работы которых продлили с 06:00 до 23:00 часов. В часы пик интервал движения на таких маршрутах не превышает 10 минут, в межпиковое время – 20 минут. На них выходит новый транспорт.
Сегодня в Омске действуют четыре магистральных маршрута – это автобус №22 и троллейбусы №3, 4, 67. В ближайшее время планируется сделать еще несколько таких маршрутов. Предполагается, что остальной общественный транспорт также будет увеличивать график работы до 23.00. Но для этого пассажирским предприятиям нужно добирать водителей, чтобы организовывать две смены.
Мобильное приложение Infobus в Петропавловске, демонстрирующее положение каждого автобуса (для всех маршрутов) регулярно показывает, что тот или иной автобус ушел с маршрута раньше заявленного графиком времени. При этом никаких дежурных или магистральных автобусов в Петропавловске нет уже давно. Последний «дежурный» троллейбус курсировал в Петропавловске еще в начале 2000-х. Он ходил один раз в час по самому длинному маршруту от завода ПЗТМ до Вокзала и собирал ночных пассажиров. Впрочем, такси в Петропавловске стоит достаточно дешево, 600-700 тенге в любой конец города (110-130 рублей), и целесообразность такого маршрута сейчас минимальна. Актуальность возрастет с повышением стоимости бензина.
На общественном транспорте проехали: Екатерина Кудрявцева (“Вечерний Омск”), Андрей Новиков (Петропавловск.kz).
Читайте также:
А ведь это Омск — не самый богатый регион. А по факту — депрессивный регион. А что будет, если сравнить с более благополучными городами России?
Причем тут вообще Омск?что за сравнения ?другая страна .у нас в пример поставить свои города.бесите!
Жапаро, бес в тебе…, ну а сравнивать в Казахстане не с чем. Статья правильная, есть вектор развития — как бы сказал, наш уважаемый аким.
А почему такое сравнение не уместно?
Да город больше, страна другая, но это ближайший город.
Ну давайте сравнивать с Кокшетау. С не самым лучшим может вариантом. Но там опять таки не уместное сравнение. Бюджет Акмолинской области и нашей разный. И дороги там стали делать не идеально, но все же не как у нас тяп, ляп.
Или давайте вспомним как было в СССР. Нет, опять не такое сравнение?
Ну давайте вернёмся лет на двести назад. Вот это по нашему! Стало гораздо лучше! Просто не сравнимо лучше!
Такое сравнение нужно?
Статья в точку. Разобрали стоимость, поток, график…
Да может не понравится кому-то. Дак пусть сделают, что бы потом сравнивали с нашим городом. И брали пример. Сколько разговоров, про развитие региона, а где оно? На бумаге
в виде генплана? В цифрах статистов?
Или переехавших для лучшей жизни с других регионов?
Транспорт должен быть государственным и точка. Тогда все будет отлично, деньги с бюджета всегда будут выделять вовремя.
Общ. транспорт государственным должен быть?
Извините, но как мы все знаем, государмтво не очень хороший менеджер. Вернее не оно, а те кто работает в нем. Деньги там есть это факт. Но вот как они распорядятся ими?
Тем более частники не смогли, хотя деньги они считают гораздо лучше. Ведь считают свои..
1. Думаю просто они вкладываться не хотят. Ну купил дорогие машины, а завтра тебя мягко попросят отойти в сторону. И что потом?
Нет у них уверенности, вот и берут что подешевле, «зайчики».
Вот если бы это было бы требованием, думаю дело пошло.
2. Думаю перевозчики «мелкие». Не все в состоянии раскошелиться на хорошие авто. Пусть даже БУ..
3. И маршруты не все способны скупить новые машины. Кто-то сможет, а кто-то просто деньги вложит.
Надо дать перевозчикам уверенность, контракт долгосрочный. Пусть берет несколько маршрутов. И распределить маршруты не по одному. Чтобы грубо говоря и хороший и не очень..
Не знаю может что не того написал. Просто уже накипело.
Мосты стадионы..
Да сделайте хоть что нибудь хорошо для всех!
Конечно, стоимость проезда в Петропавловске далека от обоснованности. Сделайте хотя бы 150 тенге, и придут частники на маршруты. А пока нет выгоды, никто вкладываться, тем более вдолгую не будет.
Да стоимость хоть 250 сделай проблему не решить. Вложенные деньги все хотят вернуть с процентами как можно быстрее. А это не возможно. Ну разве что «зайчики» новые купить. Они позволят быстро деньги отбить.
И надо наконец то уже уеснить, общественный транспорт, он потому и общественный, что для общества, как гуманитарная помощь. И в той же Германии, он не особо прибыльный. Хотя оплата высокая. Дело не только в деньгах. Или только?
Что тут воду в ступе..
Было бы желание. Желание ищет возможности, а не желание причину.
«Общ. транспорт государственным должен быть?»
Да, именно так. Поинтересуйся, почитай — во всех ваших европах и америках оно именно так — общественный транспорт государственный, либо частники с дотациями и льготами от государства.
Человек
ИПшники никак не заинтересованы в развитии перевозок-хоть по 1000 проезд сделай. Для них главное-как и для любого бизнеса-получение максимальной прибыли. Только муниципальный транспорт
Не совсем корректно сравнивать город с 1 150 000 население с городом 200 000 населением. Лучше сравните Автобусы Омска и Астаны. По населению одинаковые города. Лучше возьмите российский город Братск или Анграска сравните с автобусами Петропавлска. Никакой разницы не увидите
И я о том..
Общественный ранспорт не должен быть либо только частный, либо только государственный. Одни не потянут, другие просто не захотят.
Присутствие обоих сторон на рынке должно быть. Как «во всех наших европах и америках».
Тогда будет возможен и результат.
Хотя я сильно сомневаюсь. Дальше разговора (у нас) дело не пойдет.
«Лучше сравните Автобусы Омска и Астаны». Ну давай сравним. Почти одно и то же. А если сравнить Астану с Тюменью -то вам совсем грустно станет.
Любой бизнес должен быть выгодным
Это называется рентабельность
В своё время даже Автопарк по улице Жабаева был рентабельным а государство только стимулировало покупку новых автобусов за счёт кредитов со льготной процентной ставкой
На сегодняшний день кем бы ты не был владельцем автобуса торговцем на рынке или владельцем кафе ты в первую очередь работаешь за деньги а не за идею
И если будет выгодно возить пассажиров то тут же найдутся желающие Но надо понимать что предприниматели не дебилы ( как считает наше горячо любимое государство) и они не будут покупать автобус со сроком окупаемости в 10 лет
Потому что всем понятно что он через 5 уже развалится
Соответственно нужно увеличивать цену проезда или уменьшать цену автобуса
Я бы предложил завозить автобусы беспошлинно из ЕС без всяких растаможек и других поборов в обмен на обязательство допустим 3 года работать в сфере перевозок
Ну и цену наверное можно до 150 тенге поднять
Любой бизнес должен приносить доход
«Я бы предложил завозить автобусы беспошлинно из ЕС без всяких растаможек и других поборов».
А деньги-то у вас есть, голодранцы? Вы ЛиАЗы купить не в состоянии, а ты тут собрался в ЕС технику закупать. Или ты из этих клоунов-прыгунов, которые «надо срочно отказаться от ЕАЭС, и вступить в ЕС» ?
234
Деньги то есть. Но ведь-поддержка ОТЕЧЕСТВЕННОГО!! производителя. И похер, что он сараи вручную китайские собирает, похер, что они жутко неудобные. Но-наверх отчитались о развитии отечественного машиностроения. Я уже в одном из первых постов про чудо-юдо 100 автобусов приводила стоимость МАЗов в автоцентре в Астане-она намного ниже стоимости этих недоразумений. А по качеству и комфорту-небо и земля.