29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Как улица Ленина в Петропавловске стала пешеходной

Как вы думаете, есть ли в мире пешеходные улицы длиннее улицы Конституции Казахстана в Петропавловске? На ум приходит разве что московский Арбат. Говорят, что в 80-е годы жителей Петропавловска, приехавших в Москву, водили  на экскурсию по Арбату: «У нас тут есть огромная пешеходная улица — Во!». На что получали ответ: «Тю, у нас улица Ленина уже лет 15 как пешеходная… Да и Арбат ваш узкий и короткий»,  рассказывает Петропавловск.kz.

Так и было на самом деле — пешеходная улица в Петропавловске появилась раньше Арбата. Та самая улица, которую назвали в честь Конституции Казахстана (бывшая улица Ленина) — была самой первой пешеходной улицей в СССР. Мало того — она до сих пор остается самой длинной пешеходной улицей не только в Казахстане, но и во всём мире.

Пока я расскажу вам о том, какие еще бывают пешеходные улицы — попробуйте предположить, в каком году улица Ленина (сейчас Конституции Казахстана) — стала пешеходной. Наверняка, среди наших читателей есть и те, кто своими глазами видел, как по ней ездили машины и автобусы. В конце этого материала вы получите очень подробный ответ.

 

Улица Ленина 1960-е годы

Если вы будете искать самую длинную пешеходную улицу в мире, то чаще всего вас будут посылать в столицу Дании Копенгаген, где есть улица Стрёгет, длина которой 1850 метров. Казалось бы, на этом можно вопрос закрыть. Но не всё так просто, даже если не учитывать, что фактически Стрёгет — это несколько улиц.

В соседнем Омске есть пешеходная улица Чокана Валиханова* — ее длина всего 400 метров. В Екатеринбурге — улица Вайнера — 900 метров в длину. В Казани сразу две пешеходных улицы: Урицкого — 450 метров и Баумана — 1885 метров в длину….  Это самая длинная пешеходная улица в России. Свой прогулочный статус она обрела в 1986 году на год позже московского Арбата, длина которого — 1200 метров.

Ну, а что же в Петропавловске? Улица Конституции Казахстана если измерять ее длину от пересечения с улицей Пушкина до пересечения с улицей Астана имеет безусловную длину в 1860 метров.

Однако автомобильное движение по улице Конституции Казахстана начинается через 30 метров после перекрестка с улицей Астана — там, где находится парковка служебных автомобилей полиции. Кроме того, исторически Вознесенский проспект (затем — улица Ленина, а сейчас — Конституции Казахстана) начинался не от перекрестка с улицей Пушкина, а чуть раньше — на площади, где стоял Вознесенский собор. Так что в актив петропавловского «Арбата» можно добавить еще 100 метров в сторону драмтеатра. Таким образом именно наша пешеходная улица с общей длиной 2050 метров — самая длинная пешеходная улица во всем мире.

Бульвар Нур-Жол в Нур-Султане, длина которого почти 3 километра, в этом списке отсутствует, так как фактически является лишь частично пешеходным. Автомобильное движение на нем есть.

Тем, кто сомневается в моих измерениях, предлагаю пройти по ссылке и сделать то же самое, что и я — почитать о других пешеходных улицах в городах мира. Пришлось посмотреть каждую и убедиться. Обратите внимание, что в списке есть частично-пешеходные улицы и в таком случае считается только непроезжая их часть.

Представьте себе, о таком рекорде нашего города почти никто не знает и в Википедии не написано.

А теперь самое интересное: когда и почему она стала пешеходной.

Осенью этого года мы публиковали материал из серии «Ретро-Петропавловск», в котором были кадры со дня приезда в Петропавловск космонавта Владимира Шаталова. Его в кортеже провезли на машине по улице Ленина. Тогда среди наших читателей и возникла дискуссия о том, когда именно улица Ленина стала пешеходной. Надо сказать, что точными данными мы не располагали, и потому предположения варьировались от 1969-го до 1977 годов.

Многие вспомнили, как ходили в школу по этой улице уже в то время, когда машин на ней не было. Наш постоянный автор Антонина Казимирчик припомнила, что улица постоянно была перекопана:

— По приезду меня ошарашил вид ул. Ленина. Ее постоянно копали, поэтому и автобусы ходили то по ней, то по соседней улице… Горы глины лежали прямо на тротуаре. Из нее торчали верхушки акаций. Через глубокие траншеи прокладывали деревянные мостки. Из них торчали гвозди, в щелях застревали каблуки. В то время только начиналось строительство хрущёвок — Черемушки…

1960-е годы, улица Ленина, вид на дом Черемисинова, на месте которого сейчас корпус стоматологической поликлиники.

Пока еще не всё можно узнать в интернете. Поэтому мы обратились к Лидии Мелёхиной, которая долгие годы работала хранительницей фондов областного краеведческого музея. А Лидия Матвеевна обзвонила всех своих знакомых, пока, наконец, не поговорила с Татьяной Большаковой, которая в советские годы была преподавателем на истфаке Петропавловского Пединститута. От нее мы и узнали в итоге такую историю.

В начале 70-х годов в самом начале улицы уже заканчивалось строительство величественного здания драмтеатра. Момент его предполагаемого открытия в 1972 году совпадал и с 50-летием СССР и с 55 -летием Революции. Поэтому горисполком с подачи первого секретаря обкома (аким на старый лад) Василия Демиденко принял решение сделать пешеходной всю улицу, которая начиналась с театра, шла мимо дома Василия Демиденко (бывший магазин «Диета») в сторону обкома партии и городского парка. Теперь прогуливаться по улице на работу мог не только Демиденко, который любил ходить пешком, но и простые граждане.

Открытие театра и соответственно прекращение движения по улице Ленина было запланировано на 31 октября 1972 года. Но в уже достроенном здании случился пожар, и потому официальное открытие театра перенесли почти на два месяца. Актеры погорелого театра — это и наша история тоже.

— Открытие состоялось  27 декабря 1972 года. А поскольку ул. Ленина начиналась с площади и театра, и стройка была завершена, то горисполком принял решение сделать её  пешеходной. — пишет Татьяна Большакова.

Зима 1971-1972. До ввода в эксплуатацию осталось чуть меньше года.

Таким образом, можно считать 1972 год — годом принятия решения о запрете автомобильного движения по улице Ленина. На 13 лет раньше московского Арбата! И раньше любой другой улицы в городах СССР. По имеющимся у нас сведениям, единственная улица, которая стоит «рядом» по времени — это улица Ленина в городе Орёл (600 метров длины). Ее перевели в разряд пешеходных — 23 мая 1973 года. Хотя Литовские любители истории считают, что первая в СССР пешеходная улица появилась в 1975 году в городе Шауляй. Это была улица Вилняус. Но у нас есть доказательства того, что мы были раньше всех.

На фотографиях с праздника 7 ноября 1973 года мы можем увидеть вот такой кадр: улица Кирова (сейчас — Жамбыла) со знаком «Движение только прямо», а чуть дальше на столбе висит «кирпич», запрещающий движение по улице Ленина.

На этом вопрос можно считать исчерпанным. Впрочем, это хороший повод для наших читателей, чтобы поделиться своими воспоминаниями, если они у вас есть.

А мы можем лишь еще раз показать, как выглядело движение по улице Ленина.

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

7 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи: