29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

В Петропавловске рассказали о новом законопроекте по защите прав потребителей

Профилактика работы с недобросовестным бизнесом, повышение роли общественных институтов, расширение сфер, на которые распространяются правила. Такие вопросы будет регулировать новый проект Закона «О защите прав потребителей», который рассматривают в мажилисе парламента, рассказывает Петропавловск.kz.

О новом законопроекте на брифинге региональной службы коммуникаций рассказала заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Лязьм Мияшева. По её словам законопроект направлен на повышение ответственности бизнеса и эффективную защиту прав потребителей, а также на усиление роли неправительственных институтов в вопросах защиты прав потребителей. Ну и конечно, на профилактику работы с недобросовестным бизнесом.

— Рост количества обращений потребителей наблюдается во всех регионах Казахстана, в том числе и в Северо-Казахстанской области. Так, например, если в 2022 году в департамент поступило 491 обращение, то за 11 месяцев текущего года количество обращений превысило годовой показатель прошлого года на 8,4%, — рассказала заместитель руководителя ведомства.

Она отметила, что в разрезе отраслей наибольшее число жалоб наблюдается в розничной, электронной торговле. Это – 41,5% и 46,2% соответственно. 3% приходится на сферу бытовых услуг и 2,1% — ЖКХ. Эти показатели свидетельствуют с одной стороны – о повышении потребительской культуры, с другой – о росте недобросовестной предпринимательской деятельности.

— Законопроектом, во-первых, предлагается потребителю предоставить выбор по способу защиты своих прав. Либо напрямую подать иск в суд, или обратиться в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к ответственности по закону. Во-вторых, предлагается повысить роль общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем введения омбудсмена в этой сфере. Также будет введена возможность подачи исков в защиту потребителей неопределенного круга лиц. В-третьих, предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления. В-четвертых, предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемую в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. При этом, размер штрафа составит от 10% до 50% от суммы иска потребителя, — рассказала Лязьм Мияшева. — Аналогичная практика уже имеется в странах Евразийского экономического союза.

Также предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн торговле. Сейчас требования, предъявляемые к офлайн продавцу, распространяются и на онлайн продавцов. Однако они не всегда соблюдаются, особенно продавцами, торгующими на электронных торговых площадках. Поэтому законопроектом предлагается обязать владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договоры по соблюдению ими требований законодательства о защите прав потребителей. Неисполнение повлечет не только административную и гражданско-правовую ответственность для недобросовестного продавца, но и потерю возможности торговать на электронной платформе.

Евгения Кочевая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *