29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Такого бардака в пассажирских перевозках нет ни в одном регионе — общественники Петропавловска

В Петропавловске уже не первый год говорят о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте. Последний раз его утверждали в 2017 году. За это время подорожали все составляющие, а «билет» на автобус стоит также. В результате все городские маршруты признаны убыточными, и за них перевозчикам выплачивают субсидии, которые тяжёлым бременем ложатся на городской бюджет. Вот только качество обслуживания при субсидировании так и не улучшилось. Поэтому общественники города считают, что прежде, чем говорить о повышении тарифа, нужно позаботиться о качестве услуги, а также навести порядок в ситуации с контролем работы перевозчиков, рассказывает Петропавловск.kz.
В Петропавловске всего 19 городских маршрутов. Все они являются социально-значимыми и с 2021 года «держатся на плаву» за счёт государственных субсидий. Правда субсидии выплачиваются невовремя, так как представляют собой миллиарды и являются для бюджета непосильной ношей. Но и перевозчики не всегда представляют достоверную информацию, согласно которой происходит начисление. При этом не все данные можно проверить.

— Сложностью в работе местных исполнительных органов власти, уполномоченного органа в сфере автомобильных перевозок и комиссий по тарифам является отсутствие возможностей и прав по перепроверке и критическому анализу документов, сведений и информации, предоставляемых перевозчиками, относительно их реальных доходов, расходов, убытков и рентабельности, — указал на проблему член общественного совета Павел Афанасьев.

Он напомнил, что на декабрьском заседании общественного совета руководитель управления превенции антикоррупционной службы Дамир Хабибулин рассказывал о коррупционных рисках и нарушениях в сфере перевозок. Среди прочего он отмечал завышение фактического годового пробега и неравномерное распределение лотов при конкурсе на обслуживание маршрутов, а проще говоря, лоббирование интересов отдельных фирм. И это далеко не всё.
При этом о подводных камнях в сфере пассажирских перевозок говорят не только госорганы, но и обычные горожане, которые оставляют в социальных сетях гневные комментарии. Так, например, в одном из таких постов, горожане пишут о нелегкой работе водителей, которым от государственных субсидий ничего не перепадает.

Автор письма, которое процитировал Павел Афанасьев, утверждает, что с 1 марта им обещают урезать заработную плату и предлагают водителям маршрута 26М «гонять», чтобы отбить пассажиров у конкурентов — маршрута 9М. В качестве поощрения шоферу предлагают забирать наличку себе. Вот только наличными деньгами оплату за проезд уже почти никто не производит.

— По 15-16 часов за рулём. Если техосмотр, то вообще день отработал бесплатно. Скоро и эти водители разбегутся. А ведь «хозяевам» маршрутов выплачиваются хорошие субсидии…. – процитировал автора письма Павел Афанасьев.

Он пришёл к выводу, что при выплате субсидий нужно отдельно анализировать и разбирать ситуацию на каждом маршруте. Тщательно проверять документы, сведения и информацию, поступающие от перевозчиков, а также привлечь к этой работе областную ревизионную комиссию.

Кроме того, по его мнению, следует отказаться от субсидирования и от статуса «социально значимых» для тех маршрутов, которые сами себя окупают, где большой пассажиропоток, а также перестать субсидировать те маршруты, владельцы которых предоставляют ложную информацию и фиктивные документы.

— С введением субсидий качество услуг и сервис обслуживания пассажиров должны неизменно улучшаться, а не топтаться на месте или, что ещё более неприемлемо, ухудшаться, — сказал Павел Афанасьев.

Он выделил сразу несколько проблем в сфере общественного транспорта, которые долгое время не решаются. Среди них непродуманные маршруты, не выдерживающий никакой критики режим работы автобусов, непрактичные остановки, отсутствие дежурных машин на линии и неработающие электронные табло. При этом власти говорят о повышении тарифа и в качестве аргумента приводят опыт других городов республики. Но это некорректно.

— В каждом регионе Казахстана своя социально-экономическая ситуация, свой прожиточный минимум населения, а каждый из перевозчиков имеет свои затраты, свой размер доходов, свою себестоимость оказываемых услуг и свою собственную рентабельность, не похожие на других. Нельзя всех мерить одной шкалой! Более того, прежде, чем говорить о повышении тарифов, следует навести порядок в том, что уже есть на сегодняшний момент, и избавиться от полного бардака в общественных перевозках СКО, какого нет в других регионах, — сказал Павел Афанасьев.

С общественником отчасти согласилась присутствующая на заседании председатель ОО «Автотранспортный союз СКО» Галина Семёнова. Она признала, что водителей действительно не хватает, поэтому они вынуждены перерабатывать. Однако за это предусмотрены премии. Не до конца продуманы и маршруты, которые даже после оптимизации продолжают дублировать друг друга. Вот только сделать сеть иначе не представляется возможным. Если оставлять только невостребованную часть маршрута и не накладывать его на часть пути другого автобуса, то ему просто не на что будет существовать. А если убрать совсем, то часть города и вовсе останется без инфраструктуры.

При этом Галина Семёнова отметила, что информация о том, что перевозчики завышали километраж, не совсем верна. Дело в том, в отделе ЖКХ были взяты данные за три года. При этом с сентября 2021 года в городе начали работать новые автобусы. Поэтому для полной картины нужно было делать расчёты по периодам.

— Мы подаем расчеты по фактическому пробегу. Сколько машин вышло, за них и подаем. Это подтверждается электронным билетированием, — сказала Галина Семёнова. — Мы не настаиваем на повышении тарифа, но субсидируйте тогда нас своевременно. Сейчас мы за сентябрь месяц только получаем субсидии, и то не в полном объёме. Сегодня уже февраль. Март на носу. Как мы будем качественно работать, в выходные входить? Не хватает средств! Но про это никто не говорит ни на одной площадке. Платите вовремя. Месяц отработали – дайте нам то, что положено по закону. Мы не просим лишнего. И тогда спросите с нас! – сказала Галина Семенова.

При этом она отметила, что сейчас и тариф в 100 тенге уже не исправит ситуацию. Но хотя бы какую-то часть, которую задерживают из бюджета, эти средства будут компенсировать. Потому что сейчас львиная доля субсидий уходит на погашение лизинговых платежей за покупку новых автобусов.

Евгения Кочевая

На севере Казахстана подорожает проезд на внутриобластных автобусах

На 2 тенге за километр подорожает проезд в общественном транспорте на внутриобластных маршрутах Северного Казахстана. Документ уже прошел все необходимые инстанции по утверждению и в ближайшее время должен рассматриваться на сессии областного маслихата, рассказывает Петропавловск.news. По словам чиновников это мера вынужденная. Тариф не менялся с 2017 года. За это время подорожало всё. А вот пассажиропоток сильно уменьшился из-за пандемии. К слову, восстановить прежний уровень количества пассажиров до сих пор так и не удалось. Читать далее

Один комментарий

  • Виталий

    Открыл статью, чтобы проверить, не г-н Афанасьев ли снова спрятался под этим громким обобщающим термином «общественники Петропавловска». Не ошибся, и правда он, а кто же еще

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *