29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Проезд в общественном транспорте может подорожать на севере Казахстана

В Северо-Казахстанской области функционируют 123 автобусных маршрута. Из-за дороговизны ГСМ большая часть маршрутов убыточны, рассказывает Петропавловск.kz.

На севере Казахстана только 83% сел охвачены автобусным сообщением. Ездить в остальные деревни перевозчикам невыгодно. Это связано с удорожанием горюче-смазочных материалов, запасных частей и низким тарифом на проезд.

— В 2022 году на субсидирование 43 внутриобластных маршрутов выделено 802,5 млн тенге, перевезено 567 123 пассажира. На 2023 год планируется субсидировать 46 внутриобластных маршрутов, выделены средства в размере 361 млн тенге, дополнительная потребность составляет 566 млн тенге. Перевозчиками за счёт собственных средств по внутриобластным маршрутам приобретено 13 автобусов, — рассказывает Максат Баяхмет, руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог СКО.

С 2017 года местные власти начали субсидировать затраты перевозчиков, обслуживающих социально-значимые маршруты. Но за это время расходы перевозчиков на содержание маршрутов увеличились в 2-3 раза. Например, цены на дизельное топливо со 130 тенге повысились до 260 тенге, а стоимость бензина выросла на 150 тенге. Сами автобусы подорожали практически в 3 раза по сравнению с 2017 годом.

— Повышение тарифа на 2 тенге за один километр позволит увеличить доходы перевозчика от продажи билетов, а высвободившиеся денежные средства в рамках утвержденного бюджета направить на открытие новых социально значимых маршрутов в отдаленные районы области, тем самым увеличить охват автобусными маршрутами сельских населенных пунктов. В первую очередь хотим дополнительно охватить отдаленные районы области: им.Г.Мусрепова, Акжарский, Уалихановский, Айыртауский, — поясняет Максат Баяхмет.

Проект постановления по повышению тарифа получил положительные заключения экспертов и одобрен общественным советом. Ожидается согласование с депутатами областного маслихата.

Стоит на повестке дня и вопрос о повышении тарифа на проезд в Петропавловске. Сейчас он составляет 80 тенге. Перевозчики заявляют о нерентабельности. Но о настоящих затратах членам общественного совета неизвестно.

— Установлены признаки необоснованного завышения перевозчиками. Например, учитывается годовой пробег, а при анализе ежемесячных актов работ, сверенных с GPS системой, фактический пробег составил в два раза меньше. Исходя из этого в 2 раза меньше должны быть затраты на топливо, амортизацию и прочее, — рассказывает председатель постоянной комисси общественного совета Павел Афанасьев.

Заместитель акима города предлагает установить в общественном транспорте датчики пассажиропотока. Правда, чтобы поставить их во всех автобусах и маршрутках, нужно 387 млн тенге. Это слишком большая сумма. При этом члены общественного совета считают, что повышение тарифа недопустимо.

Перевозчики получают субсидии, но никаких положительных изменений в работе население не видит. Петропавловцы жалуются, что маршруты не продуманы, режим работы не выдерживает критики, вечером многие не могут дождаться автобуса. Остановки холодные и неудобные, не защищают ни от ветра, ни от дождя. Около 30 установленных электронных табло не работают. Но перевозчики настаивают на повышении тарифа.

По словам Галины Семеновой, сейчас часть субсидий и выручки уходит на выплату кредитов за сотню новых автобусов. Их взяли в лизинг на 7 лет.

2 комментариев

  • Ааа

    Люди ждут автобусные маршруты что бы доехать до дома а акимат делает ещё хуже поднимая цены на проезд, проще будет уехать на такси до адреса

  • Человек

    Топливо дорогое? Так оно же из отечественного сырья? Или как? Ну да, цена на нефть выросла. Затраты на доставку выросли? Изготовитель поднял цену? Им всем не хватает на яхты и дворцы? Поэтому подняли цены. Ну а мы все за это заплатим. Мы же богаче всех. В конце то концов, все же ради нас! Да что там пару тенге? С миру по нитке, олигарху рубаха?
    А если что можно вспомнить, что цена на топливо у нас меньше чем в других странах. Или о том что перевозчики еле еле выгребают. Ради нас же! Готовы убытки терпеть лишь бы мы могли прокатиться на прокуренном автобусе. Даже акимат субсидии даёт, лишь бы мы катались в удовольствие.
    Не чего потерпим тем более зарплаты выросли. Куда их девать? Вот и поможем «им всем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *