Российская нефтяная компания «Транснефть» объявила демпингом недавнее решение казахстанско-китайского трубопровода о снижении транзитного тарифа российской нефти, которую поставляют в Китай.
Сообщение об этом было анонсировано одним из официальных сотрудников российской компании. Однако, ничего пока не сообщается о конкретных финансовых операциях между российскими и китайскими компаниями по вопросу реализации нефтепродуктов через Казахстан.
17 августа появилась информация, что казахстанский нефтепровод Атасу-Алашанькоу принял решение о снижении тарифов на прокачку до отметки в одиннадцать долларов и тридцать центов за тонну на одну тысячу километров транзита. На сегодня этот нефтепровод не загружен на сто процентов, с прошлого года прокачка составляет десять миллионов тонн при установленной мощности в двенадцать миллионов. Свободное место предложили отечественным нефтяным компаниям. Ранее поставки отечественной нефти в КНР через этот трубопровод уже осуществлялись: в середине 2000-х годов это делал синдикат «ТНК-ВР» и «Газпром нефть», но в две тысячи девятом году китайская сторона отказалась от этих контрактов.
Сейчас Российская Федерация ведет поставки нефти в Китай по двум основным маршрутам: по трубопроводу до Сковородино, а также по железной дороге до Козьмино. Каждый из этих вариантов транспортировки предусматривает перекачку пятнадцати миллионов тонн нефти ежегодно. Хотя поставки по первому маршруту проходят в экономически развитые регионы Китая, где спрос выше, путь Атасу-Алашанькоу значительно короче. Российским нефтяным компаниям казахстанское направление не совсем интересно в силу определенных причин. Стоит подчеркнуть, что в начале этого года «ТНК-ВР» попыталась достичь соглашения о поставках в Китай ста тысяч тонн нефти, но переговоры сорвались из-за споров правительств РФ и Казахстана по беспошлинному транзиту на территории Таможенного Союза.
В настоящее время казахстанское предприятие АО НК «КазМунайГаз» совместно с национальной китайской нефтяной корпорацией реализует строительство нефтепровода «Казахстан-Китай», что позволит соединить две отдельные нефтепроводные системы Казахстана и практически полностью обеспечит поставки нефтепродуктов на перспективный рынок КНР. В первую очередь данный проект направлен на диверсификацию транспортных направлений. Строительство данного нефтепровода планируется осуществлять в два этапа. Первоначально будет реализован проект нефтепровода «Атасу – Алашанькоу», строительство которого ведется согласно договора между Казахстаном и Китаем по развитию всестороннего сотрудничества в нефтяной и газовой сферах. Для строительства нефтепровода казахстанская компания «КазТрансОйл» и китайская корпорация по разработке нефти и газа организовали на паритетной основе компанию «Казахстанско-Китайский Трубопровод».
Длинна трассы нефтепровода Атасу-Алашанькоу чуть больше девятисот шестидесяти километров, диаметр трубопровода равняется восьмисот тринадцати миллиметрам. Первоначальная пропуская способность на первой стадии десять миллионов тонн в год, с возможностью дальнейшего расширения до двадцати миллионов тонн. Прокладка трассы проходит по территории трех областей. Финансирование этого амбициозного проекта осуществляется путем заемного финансирования с гарантиями от партнеров из КНР. Первый пусковой комплекс был запущен в июле две тысячи шестого года, а строительство было полностью завершено в две тысячи восьмом году. Реализация проекта в сфере строительства нефтепровода «Кенкияк-Кумколь», пропускная способность которого составила бы десять миллионов тонн нефти в год, является первой очередью второй стадии амбициозного проекта по строительству нефтепровода «Казахстан-Китай» и реализуется в рамках соглашения об основных принципах строительства между китайской национальной нефтегазовой компанией и акционерным обществом «КазМунайГаз». Протяженность данного трубопровода составляет почти восемьсот километров.
Дмитрий Марыныч
http://www.profi-forex.org/news/entry1008135692.html