В строительной отрасли Казахстана множество проблем, а законодательство о государственных закупках крайне несовершенно, к такому выводу пришли в Высшей аудиторской палате РК, передает Петропавловск.kz.
По данным официальной статистики общий объем строительных работ в Казахстане за прошлый год достиг 7,6 трлн тенге, увеличившись на 21% по сравнению с 2022 годом. Большую часть из этого занимают жилые и нежилые здания, дороги и автомагистрали, трубопроводы для водоснабжения и канализации, а также нефтяные и газовые магистральные трубопроводы. В целом за 2017-2023 годы строительная отрасль в структуре ВВП Казахстана занимает в среднем 6,5%.
Вместе с тем, как отметил член Высшей аудиторской палаты Михаил Бортник, в действующих нормативных правовых актах, влияющих на ценообразование в строительстве, имеется целый ряд пробелов и недоработок:
- Отсутствуют четкие критерии и прозрачность отбора базовых предприятий-поставщиков, на основании которых в дальнейшем ведется наблюдение за ценами и обеспечивается сметно-нормативная база в строительстве. Это касается мониторинга цен на стройматериалы, изделия, конструкции и оборудование. При этом компании не несут ответственности за непредставление установленной формы отчетности (1-СМИО).
- Установлены недостатки в законодательстве о государственных закупках. В частности, Правила проведения госзакупок не учитывают положения о реализации проектов строительства в соответствии со сметой подрядчика (офертой).
- Не урегулирован вопрос предоставления (сохранения) подрядными организациями скидки, обозначенной ими первоначально при подаче заявки на участие в конкурсе и явившейся основанием для выбора поставщика.
— Действующее законодательство позволяет в случае корректировок и удорожаний проектов строительства с сохранением технологии и конструктивной части увеличивать также сумму договоров об оказании услуг технического и авторского надзора. Это приводит к дополнительной нагрузке на бюджет, несмотря на тот же объем надзорных услуг, — говорится в сообщении пресс-службы Высшей аудиторской палаты.
На сегодняшний день архитектурные, градостроительные и строительные каталоги Казахстана содержат более 500 отраслевых и ведомственных нормативных документов СССР и постсоветского периода (до 2001 года). Их актуальность требует подтверждения.
Перечень нормативных правовых актов и технических документов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства (АГСК-1) содержит более 400 государственных нормативов, по которым необходимо провести пересмотр на предмет исключения идентичных требований.
Имеются препятствия для внедрения новых прогрессивных технологий в строительную отрасль. Это связано с отсутствием детального порядка и процедур проведения хронометражных работ, а также реальных строительных объектов для их осуществления.
В государственном банке проектов строительства, который был создан, чтобы исключить факты завышения стоимости при возведении идентичных объектов, имеется 6 706 проектов. При этом по 5 665 из них (84,5%) отсутствуют авторские (имущественные) права на их использование.
В целом из-за отсутствия действенных инструментов и нормативных требований по применению проектов данного госбанка они используются крайне редко. С января 2021 года запрошено и передано всего 55 проектов, что составляет 5% от количества проектов с наличием авторских прав (1 041 ед.).
— Эти проекты разрабатываются за счет бюджетных средств, попадают в наш каталог, но из-за того, что авторские права не переданы, они не могут повторно применяться. Если заказчик в лице бюджетной или квазигосударственной организации платит деньги за разработку определенного продукта, он должен полностью переходить в собственность заказчика. Сейчас из-за этого тормозится повторное применение уже готовых проектов. Как вы собираетесь решать этот вопрос? — обратился Алихан Смаилов к представителям уполномоченных госорганов.
Госаудит также выявил нарушения и недостатки при реализации конкретных инфраструктурных проектов, отражающие существующие системные проблемы в отрасли. Так, по проекту строительства мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе ВКО произошло удорожание более чем на 31,2 млрд тенге, или на 104%. Стоимость Центра гематологии в Усть-Каменогорске возросла с 32 до 72 млрд тенге, то есть на 125%. По новой насосно-фильтровальной станции в столичном жилом массиве Интернациональный рост стоимости после корректировки составил 39%, а по строительству Конгресс-холла в районе Шымкент-сити в Шымкенте – 21%.
Всего государственным аудитом выявлены:
- финансовые нарушения на 1,3 млрд тенге;
- неэффективное планирование и использование бюджетных средств – более чем на 14,2 млрд тенге;
- экономические потери и упущенная выгода – 530 млн тенге.
Также установлено 26 системных недостатков и 88 процедурных нарушений.
Материалы по 21 факту с признаками административных правонарушений переданы в уполномоченные органы.
— В строительной отрасли имеется ряд системных проблем. В том числе это несовершенство законодательства, наличие устаревших нормативно-технических документов, невостребованность типовых проектов государственного банка, некачественная деятельность частных экспертных организаций, низкий уровень внедрения цифровых технологий. Для устранения этих недостатков нужны конкретные меры и проактивная позиция руководителей и работников министерств. Мы дадим все необходимые предписания и рекомендации, — отметил Алихан Смаилов, подводя итоги заседания.