В Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж», что рядом с Кремлем, 15 января открылась выставка – байопик, посвященная рок-музыканту Виктору Цою. Это первое в России событие, приуроченное к 60-летию «последнего героя», не дожившего до этой круглой даты, но не забытого на Родине, хотя электронное издание Петропавловск.kz неоднократно рассказывало о жизни, творчестве и ранней гибели кумира молодежи.
Такое масштабное мероприятие, привычное во многих странах, но совершенно новое для российских любителей музыки. Поклонники Джона Леннона, Queen, Дэвида Боуи уже имели возможность встретиться с миром, созданным в песнях их кумиров. Теперь этот формат осваивают и в России. Естественно, что первым стал проект «Виктор Цой. Путь героя». В нем все: музыка, стихи, образы и сам рок – музыкант – это часть истории страны, которая позволяет понять, чем жила молодёжь в самое тяжелое для нее время. Ведь Виктор Цой и сейчас, спустя тридцать с лишним лет после трагической гибели, — один из главных русскоязычных рок-музыкантов.
Знатоки творчества Виктора Цоя, уверяют, что выставка получилась невероятно масштабной, яркой и выразительной. Авторы идеи и продюсеры Александр Кармаев и Агния Стерлигова — создатели, наверное, самых популярных у любителей рока выставок. Куратор Дмитрий Мишенин — ведущий специалист в области визуального искусства, причем много лет работающий с Рашидом Нугмановым, режиссером знаменитой «Иглы», где главную роль сыграл Виктор Цой. Естественно, и самого Рашида привлекли к проекту, и верную подругу Цоя Джоанну Стингрей. Она рассказала, что на выставке впервые демонстрируются два семейных архива Цоя: коллекция, которая хранилась у его отца Роберта Максимовича и сына Александра, а также вещи бережно сохраненные Натальи Разлоговой, последней любовью музыканта. В результате получилась не просто выставка, а гигантский арт-проект. Он словно подтверждает истину слов, которые поклонники Виктора Цоя пишут н стенах домов и на плакатах: «Цой жив!»
Казалось бы, на выставке музыканту должна звучать музыка. Но ее создатели поступили иначе. В залах царит тишина. Каждому посетителю на входе выдают смартфон и наушники — и начинается перемещение посетителей выставки по залам, где каждая мелочь отражает весь творческий путь Виктора Цоя. Здесь его любимые пластинки с записями песен битлов, «Скорпионс» и Дэвида Боуи. Мама Виктора сохранила листочки с рисунками и стихами сына. Там же ожившее фото знаменитой кочегарки «Камчатка». И, наконец, «Зал славы Цоя», где в наушниках можно услышать песни «Кино» из всех программных альбомов. Здесь впервые после гибели Виктора Цоя встретились три его концертные гитары.
Дальше идут залы-аллегории: система небесных тел со звездой по имени Солнце в центре и вращающимися вокруг нее планетами-экранами. На них воспроизводятся воспоминания многочисленных друзей и соратников Цоя: Алексея Рыбина, с которым они вместе начинали «Кино», Бориса Гребенщикова, музыкантов группы. Но одна из «планеток» без экрана, в ней под стеклом лежит шуба из чернобурки и енота. Шикарную по тем временам вещь извечный модник Цой подарил Наталье Разлоговой. Но никакие семейные тайны в духе некоторых нынешних телешоу на выставке не раскрываются.
Разве могут быть они «у последнего героя» — кумира своего времени! И все-таки здесь есть простые предметы, напоминающие о живом Викторе Цое, а вовсе не его плакатном образе. Это маленький старенький пенальчик с бритвой и гримом, который он возил с собой на гастроли, и неизменные «пятьсот первые ливайсы» — мечта ленинградских рокеров, да и любого молодого человека 1980-х.
Цою-актеру посвящены два зала, и в них исторических артефактов не так много. Скорее тут зрителя погружают в мир «Иглы» и так и не снятого фильма «Цитадель смерти», сценарий для которого писал знаменитый Уильям Гибсон. Посетитель выставки может включить фантазию и представить, каким мог бы быть безумный киберпанковский фильм, где Моро, главный герой «Иглы», продолжает бороться с несправедливостью, но в этот раз практически во вселенском масштабе.
Или вот еще. Среди огромной экспозиции картин Цоя — крохотный портрет Натальи Разлоговой. Его почти незаметно среди других работ Виктора. Но в нем столько тепла и света! Картины Цоя — вообще особая часть выставки. Его графика поклонникам известна давно, а вот многие живописные работы представлены впервые. Они, как и крохотные забавные нэцкэ, которые вырезал и обычно дарил друзьям Виктор, напоминают, как молод был этот удивительно талантливый парень, чьи предки были высланы в пустыни Казахстана в конце 30-х. Сам он родился в Ленинграде, но бывал в Кызылорде у деда , купался в теплой Сырдарье и даже однажды чуть не утонул в ней. Съемки знаменитой «Иглы» тоже проходили в Казахстане, частично – на берегу умирающего Арала. А в пережившей недавно жуткую трагедию Алма-Ате, в одной из ее уютных аллей, по праву стоит памятник российскому и казахстанскому рок-музыканту и актеру Виктору Цою.
«Мы ждем перемен». Ну че там говорить — дождались. Почему-то нисколько не жаль эту гундосую сволочь. Этот отморозок пошел против своей страны. А значит — был пидарасом. А каждому пидарасу — Икарус в лоб.