Рынок ЦОТ буквально через месяц начнут перевозить из центра Петропавловска на новое место, процесс этот тщательно спланирован и все нюансы учтены, завершить его планируют за три недели. Подробности в эксклюзивном интервью главному редактору Петропавловск.kz рассказал собственник рынка Владимир Богданов. Он поделился своим мнением по поводу предлагаемого закрытия рынков и своими планами по строительству на месте ЦОТа самых высоких в городе домов с крытым паркингом и детской площадкой на его крыше.
— Владимир, как вы считаете, нужны ли Петропавловску рынки в принципе или этот формат торговли уходит в прошлое, уступая место супермаркетам и ТРЦ?
— Согласно генплану открытые рынки в центре города не предусмотрены, а вообще они нужны, акиматом предусмотрены места, которые будут задействованы под рынки. Некоторым кажется, что все покупатели ходят исключительно в нынешние торгово-развлекательные центры типа «Достык молла» и «Рахмета». Но все наши рынки держатся в том числе и на малообеспеченных слоях населения, в целом, наша целевая аудитория – это эконом-сегмент потребителей, а также жителей из сёл области. Особенно в выходные – практически половина покупателей целенаправленно приезжает из районов, из нашей локации люди проходят по прилегающим рынкам – это удобно и психологически комфортно. По многим причинам им хочется ходить на рынок, в том числе и ради общения, возможности поторговаться, выбрать лучший товар. У многих покупателей уже годами налажены социальные связи, хорошие отношения с продавцами, парковщиками. Здесь же происходит и товарообмен, жители районов привозят сюда свою продукцию на продажу, ту же домашнюю сметану, а на вырученные деньги покупают товары на рынке. Это такой микробизнес, который никогда не попадет в электронные кассовые аппараты. Рынку ЦОТ уже 24 года, здесь своя атмосфера, которую мы хотим сохранить и на новом месте.
— А что было на этом месте?
— Свинарник, в прямом смысле. Вдоль улицы Интернациональной был загон, где держали поросят, здесь же резали свиней и потом на Колхозном рынке продавали мясо. Еще были остатки бывшего здания мельницы купца Кучкова 1903 года постройки, только стены в общем-то. А рынок здесь нужен был тогда, чтобы прекратить торговлю с машин на Каманина, тогда это волевое решение приняли власти. Мы согласились, хотя не слишком рвались этим заниматься, территория ведь была неасфальтированной, замусоренной. Нужно было приводить ее в порядок, ставить туалет элементарно, вкладывать средства. Власти нам в рабочем порядке очень хорошо помогали в то время. Главной задачей было сначала организовать площадку для этих машин, своего рода «зеленый» рынок, сюда приезжали покупатели и оптовики даже из России. Машины заняли в первое время чуть ли не половину рынка. Вторую половину центра оптовой торговли мы решили занять контейнерами, тогда на них был колоссальный спрос. Цена за контейнер доходила до 20 тысяч долларов! Уже к началу 2000-х мы заполнили ими всю площадь рынка. Ни о каких торговых центрах наш город тогда даже не мечтал. Большим магазином считалась однокомнатная квартира на первом этаже, доставшаяся в наследство от бабушки. А «зайти» со своим товаром на ЦОТ в те времена было выгодно, у рынка была своя концепция. У нас и сегодня трафикообразующее место, мы считали проходимость – примерно 200 тысяч человек в месяц бывает на ЦОТе.
Читайте новости в удобном формате в нашем Телеграм-канале!
Судьба рынков и базаров
— Сейчас уже есть и крытые рынки, и супермаркеты, и торговые центры. Как вы думаете, может ли рынок ЦОТ перейти в более современный формат или стоит переносить рынки из центральной части Петропавловска в более отдаленные места?
— Многие наши арендаторы не готовы идти в торговые центры, им тут выгоднее — ниже накладные расходы, в том числе и аренда, здесь за меньшие деньги можно нанять работников. Продавец в контейнере на ЦОТе условно может работать за 50 тысяч тенге в месяц, а не за 80, как в каком-нибудь ТРЦ, да и обедать он будет не за 700-800 тенге в зоне фуд-корта, а за 250-300. Разумеется, это все влияет и на конечную цену товара, что важно жителям с небольшими доходами. Здесь работают рыночные законы, жесткая конкурентная борьба, мониторинг рынка идет с утра – хозяева торговых точек выясняют, что и по какой цене продают в соседнем контейнере, стараются сделать лучшее предложение покупателям. Мы не можем повлиять на ценообразование здесь, не вмешиваемся в работу наших арендаторов. Это живой организм, здесь настоящая рыночная экономика! Нужно понимать, что рынок – это занятость людей, у нас здесь по примерным подсчетам работают около полутора тысяч человек – собственники контейнеров, продавцы, фасовщики, грузчики и наши сотрудники. Насколько я знаю, на ПЗТМ меньше людей работают. И если рассматривать вариант закрытия рынков, то куда пойдут эти люди? На улицу? Готов ли город вмиг открыть 1500 постоянных рабочих мест, тем более что у большинства людей нет особой квалификации. В принципе, для меня как для предпринимателя нет особой проблемы — взять и закрыть рынок, но для меня как для человека это однозначно этическая проблема. К тому же я знаю не только постоянных арендаторов, но и их детей, переженившихся между собой людей из разных контейнеров, рожденное новое поколение… . Тут уже сложились крепкие социальные связи. Переводить рынок в формат крытой торговли – это тоже большие капиталовложения, которые отразятся на стоимости аренды, и пока не ясно, окупятся ли они, потому что будущее рынков туманно. Четкого механизма их преобразования, который будут требовать власти, мы и сами пока не знаем. Поэтому в нынешних реалиях мы выбрали вариант переноса рынка на новое место. Я считаю его оптимальным и правильным. Тем более территория у нас есть давно. Она находится в буквально в 900 метрах – на пересечении улиц Заводской и Астана.
Переезд ЦОТа. Подробности
— Наверное многих сейчас волнует, как будет происходить такой масштабный переезд, ведь такого в городе раньше никто не делал?
— Да, вы правы, это будет самая большая логистическая операция по переносу бизнеса, тем более планируем сделать это в сжатые сроки — за пару недель, а это ведь 250 контейнеров. У нас в боевой готовности краны и «воровайки», даже их найти в нашем городе в нужном количестве оказалось проблематичным. Проведена масштабная предварительная работа, новая территория готова, огорожена, мы за свой счёт провели туда все инженерные сети. Решили дать возможность арендаторам продать имеющийся товар, поторговать в майские праздники, в выходные приезжают много сельчан, а потом начнем переезд. На период переезда, конечно, обнулим арендную плату. Да, это хлопоты, но это лучше, чем закрыть рынок.
Обзоры новостей смотрите в нашем Instagram
— Ну вас же никто не заставляет сейчас переезжать? Это ваша инициатива, не акимата?
— Мы решили не ждать, пока нас попросят резко перенести рынок. Вдруг это случится зимой, например. Сейчас у нас есть возможность самим все спланировать и провести все подготовительные работы, осуществить переезд, как это удобно нам. И до 2025 года лучше будем на той территории, возможно потом произойдет какая-то трансформация этого рынка, смотря какие будут предъявляться требования и каковы будут веяния времени. На новой территории будет больше парковочных мест, чем здесь, там со всех сторон есть подъезды, это даже удобнее. Территория больше. Для удобства покупателей мы на первоначальном этапе после переезда планируем пустить бесплатный автобус, который будет ездить между нынешней и новой территорией, вдруг кто-то не будет знать и приедет на старый рынок, оттуда людей бесплатно доставят к новому ЦОТу. Парковка, кстати, тоже будет бесплатной. Мы надеемся, что акимат поставит автобусные остановки и пустит в нашу сторону маршрутные городские автобусы.
Самые высокие дома
— Уже говорили, что на месте ЦОТа будут строить жилой комплекс. Кто этим займется?
— Это будем строить мы. То есть мы проводим реновацию нашей территории в центре города, освобождая её от рынка в пользу нового жилья бизнес-класса. Потому что для нашего города квартирный вопрос сейчас очень актуален. Как бизнесмен я понимаю, что это перспективное и выгодное направление работы. Мы уже строили один дом. Но теперь у нас более грандиозные планы. Вот покажу вам предварительно, как это будет. На месте ЦОТа мы хотим построить два самых высоких в Петропавловске жилых дома. Это 18-тиэтажки по 67 метров в высоту со смотровыми площадками, они будут выше, чем те, что в бывшем ДСРе. Многоэтажки будут соединены крытым паркингом, на крыше которого разместится спортивная и детская площадки. Там много задумок, отличительных знаковых моментов. Например, хотим сделать три вида декоративной подсветки фасадов – будничную, праздничную и подсветку выходного дня.
Это современные решения проектировщиков, в том числе и цветовые, которых раньше в нашем городе не было. Более того, мы не просто построим это элитное жилье. После сдачи жилого комплекса в эксплуатацию и продажи квартир его будет обслуживать наша управляющая сервисная компания, чтобы у жильцов не было забот, а в домах всегда был порядок, чтобы было с кого спросить.
Если говорить о далеко идущих планах, хотим продолжить строительство в этом квартале, поэтому проектируем сразу микрорайон, чтобы понимать, в каком направлении двигаться. Застройщика предварительно подобрали из столицы, проектировщик тоже — иногородняя компания, у которой большой опыт в этой сфере.
О переезде ЦОТа уже объявили!
Во вторник, 20 апреля, к арендаторам на ЦОТе обратился директор рынка Александр Фомин:
«Уважаемые арендаторы! Значительные преобразования в нашем городе и планы по модернизации центральной части Петропавловска вызвали необходимость перемен относительно нашего формата торговли — открытого, контейнерного рынка. Уведомляю Вас, что 17 мая 2021 года будет начат переезд рынка ЦОТ на новую территорию по адресу Заводская, 5, в район завода ЗИКСТО и Большого строительного рынка. Мы согласовали с городским акиматом место нашей новой дислокации, чтобы сохранить все рабочие места и разместить рынок максимально близко от места нынешнего местоположения. Перенос торговых контейнеров будет осуществлен в максимально короткие сроки, не более трёх недель. На период переезда арендная плата будет отменена. Городской акимат максимально содействует переносу рынка ЦОТ и организует благоустройство прилегающей территории, обеспечит движение новых маршрутов общественного транспорта и установит автобусные остановки, светофоры, пешеходные переходы.
На новом месте будет большее количество бесплатных парковочных мест. Рынок «Центр оптовой торговли» войдет в единый комплекс с «Большим Строительным Рынком» и строительным супермаркетом «Барс-Строй». Общая площадь нового торгового комплекса из двух рынков увеличивается на 50% в сравнении со старым рынком ЦОТ, что гарантирует увеличение потока покупателей.
Приносим свои извинения за неудобства в связи с переездом!
Мы вместе справились с трудностями начального этапа в 1997 году — справимся и сейчас».
Видео моментально разлетелось не только по местным городским ватсап-группам, но и по чатам в деревнях СКО, что говорит о востребованности этого места торговли среди сельчан.
Реновация микрорайона
Нам директор рынка сообщил, что проект переезда рынка на новую территорию и строительства на высвободившейся территории Жилого комплекса уже презентовали местным властям. Аким города предложил для полноценной работы рынка на новой территории, организовать автобусные маршруты и остановки.
Аким области предложил предпринимателям взяться за реконструкцию целого микрорайона и рассмотреть площади, которые есть за рынком ЦОТ до улицы Гоголя — старые здания и территории, которые не используются или используются в течение многих лет недолжным образом. Мол, на фоне нового современного ЖК эта территория будет выглядеть еще более непрезентабельно.
— Аким области предложил нам подготовить эскизный проект о реновации микрорайона согласно Генерального плана и ПДП, отраженного как зона многоэтажной застройки, а власти со своей стороны, в случае одобрения этого эскизного проекта, будут содействовать реализации нашей идеи, — рассказал о прошедшей встрече Александр Фомин. – Говорили о том, что требуется реконструкция улицы Бостандыкская, отправной точкой может стать эскизный проект, строительство нашего ЖК может дать толчок в развитии микрорайона через реновации и инвестиции в строительство жилья бизнес-класса в центре Петропавловска.
Несомненно это новость вызовет много вопросов, и мы готовы взять ещё интервью у руководителя рынка.
Наконец-то уберут этот бардак и эти страшные павильоны по Астане и Интернациональной.
Конечно рынок в центре, это плохо. Но высотки в этом месте, не лучше.
Еще один гигант мыслей придумал феерический бред — где магазин Океан, где мельница? кому нужен ЦОТ за городом? кому нужно туда специально ездить пусть на бесплатном автобусе и тратить лишнее время? Люди и по большей части пенсионеры ходили на рынок ежедневно за хлебом и прочим по реально низким ценам. Рынок реально тем и хорош что можно было промеж дела заскочить и купить все что нужно. У нас беднейший регион большинству жилье бизнес класса нифиг не нужно и никогда в жизни не подъемно, а власти с олигархами в облаках витают не зная как еще усложнить и испортить жизнь основной массы людей.
Двумя руками поддерживаю этот переезд, сколько лет уже там участок определен. Пусть едут, и остальным давно пора уже. И пусть заберут с собой всю торговую братию, которая во дворе за бывшей Фантазией и возле Ювенты обитает — такое безобразие уже десятки лет в самом центре города…
А куда они собрались расти микрорайоном в сторону Гоголя? Там же кожвен и жилые дома, где там земли, используемые не по назначению?
Океан и страна товаров я понял так не попали просто в план, но нифига не пойму как это все может поместиться между Бостандыкской и Интернациональной… на картинке можно все нарисовать, на деле будет не так и фигня. Зачем нужны эти высотки нам чтобы мы от плотности населения друг по другу ходили безо всякой социальной дистанции??? Не в тренде вы архитекторы совсем не в тренде… да и вобще бизнес-класс всегда предпочитает частные дома, а не улья.
Это получается и двора то у жителей высоток не будет кроме крыши парковки… лучше бы их как раз строить на Заводской 🙂 там и воздух вероятно чище… не понимаю для чего уплотнять до безобразия центр как будто мы какой-нибудь Лихтенштейн, где места больше нет…
Вопросы:
1) судьба сквера и памятника В.Куйбышеву рядом с ЗИКСТО;
2) степень угрозы конструкциям жилых домов и здания бывшей мельницы Кучкова при возведении ЖК и дальнейшего с ним соседства;
3) планы по реконструкции улицы Заводской в целях обеспечения пропускной способности в условиях расположения рынка;
4) на макете (вид сверху) здание ТД «Мельница» присутствует, на иллюстративном изображении (перекрёсток Интернациональная — Астана) — нет. Какой вариант соответствует планам?
Может, всё-таки отдать предпочтение спорткомлексу или океанариуму? Две 18-этажные каланчи в таком месте — определённо перебор. Многобалльные пробки в радиусе километра обеспечены.
Больше всего меня заинтересовал альбом в руках Богданова В. Картинка наглядно изображает принятое проектное решение жилого комплекса, в том числе благоустройство прилегающей территории. Мне кажется, опять наступаем на те же «грабли». Спортивная площадка и площадка для детей очень маленькие, хотя бы небольшого футбольного поля нет совсем. Парковочных мест, даже при наличии крытого паркинга, явно недостаточно. Нужна зелёная зона со скамейками и прогулочными дорожками для пожилых людей и мамаш с детскими колясками. Не помешала бы площадка для выгула собак. Нужно место для сбора мусора.
Понятно, хочется заработать на таком куске земли. Но идея так себе.
Да к тому же жизнь около столь нагруженных транспортом улиц, думаю заманчивой не будет. Шум, пыль. На бумаге, может и неплохо смотрится, а в реальности места мало. Вид из окон думаю тоже не фантан. Да же при отсутствии ЦОТ грязи меньше не станет.
Короче место точно не для высоток.
Согласен со всеми, кто отметил в комментариях факт катастрофической тесноты и перегруженности центра города и их продолжающегося нарастания. В связи с чем такие соображения (понимаю, что бизнес не терпит более длительных и затратных подготовок, но всё-таки):
Если верить оптимистическим прогнозам, новая многопрофильная больница будет введена в строй в ближайшем обозримом будущем, а это повлечёт парализацию центра заторами из-за стремящихся к ней через весь город жителей его южных районов. Давно назрела необходимость пробивки улицы Чайковского до вокзала, так, чтобы она слилась в единую магистраль с отрезком улицы Кошукова южнее ул.Батыр Баян. Вот там и будет уместен новый — полноценный — микрорайон: рядом — аквапарк, Ботсад, Дворец молодёжи, высотки-свечки станут эффектной доминантой, будучи возведёнными рядом с лёгким изгибом линии новой дороги. А на месте ЦОТа можно создать то самое посвящённое теме Ботая пространство с памятником этой культуре, увязав его с мельницей и группой зданий кожвендиспансера (в случае переноса медучреждений может быть преобразована в своего рода постоялый двор для туристов — мини-гостиница, кафе, пункт продажи сувениров и т.п.). Рекомендую предпринимателям и властям подумать над таким вариантом.
Поддерживаю Исакова Ю. Надо сносить эти рынки и тогда появится нормальный район. Я вот со своими деться бы там ходила и купила бы там квартиру это моё мнение. Пусть хоть что-то начнётся нормальное строится. А не эти вонючие павильоны с рыбой и вонючими шашлыками на интернациональной. А вы если хотите жить Читатель так то и живите не мешайте стремиться к лучшему. Наши родители хотели чтоб мы жили хорошо. И я теперь хочу чтоб мои дети жили лучше. А с вашими советами так и будем жить как ….. если человек делает для Города что-то хорошее я думаю его надо поддержать. Вы что сделали для Города полезное кроме критики ? Начните с себя а потом других обсуждайте!
Все замечательно-а инженерные сети изношены и не рассчитаны на запитку двух 18этажек-почему никто об этом не говорит ?За чей счет их реконструкция будет ? Или сначала воплотим красивые мечты в жизнь, а потом уже и проблемы решать будем.
Все просто так, кроме денег.
Бред. Обрекают тысячи людей не безработицу и такие «это этический вопрос». ЦОТ на дальнем конце города просто ВЫМРЕТ к осени. Либо этот «директор» не умеет считать деньги (а аренда всё-таки приносит своё от нескольких сотен ИП на территории), либо он просто неумело прикрывает приказ сверху. И дальше строят эти никому не нужные муравейники. Работу вы для этих людей найдете? Или просто не будете замечать проблему, которую сами и создали?
Убийцы. Просто убийцы.
Здания видимо одноподъездные будут, там места реально мало) Решили за счёт высоты жилую площадь нарастить. Если построят эти высотки и реально вокруг зелёные насаждения посадят, то не плохо. Но как показывает практика зеленые насаждения на проектах просто для более благоприятного восприятия проекта и не более, по факту их не будет. Вот и у нас будут свои спички в центре города)
Читатель
ну не накаляйте обстановку-900 метров роли не сыграют, главное умно проложить автобусные маршруты. Море места для стоянки-раздолье деревенским перекупам, у которых магазины. Наоборот-торговля будет лучше, чем здесь. И ведь в стране товаров и уличные лотки по Астаны-никто не уберет. Значит местным будет чем затариться. Зато исчезнут рыбные и овощные гадюшники в гаражах рядом
Сохранение, хотя бы временно, прежнего, привычного и удобного многим формата рынка — это хорошо, но всё же тупиковый угол у ЗИКСТО — не особо удобное место расположения, так что до 25-го года стоит проработать вопрос строительства крытого, при этом просторного и, что наиболее важно — светлого помещения, которое, в отличие от большинства супермаркетов и торговых домов, не будет обладать давящим эффектом бункера, а у ревнителей модернизации не будет повода клеймить старомодную торговлю из уличных контейнеров нелицеприятными эпитетами. Самым подходящим для этого местом, как я неоднократно говорил, мне видится территория вдоль новой дороги через Копай: приемлемое расстояние от центра, инфраструктура-логистика-проходимость — куда как благоприятнее, чем на Заводской, и, наконец, не впритык к многоквартирным домам. Осушить копайские котлованы за четыре года, думается, — вполне посильная задача.
Есть такой город Краснодар, после того как с начала нулевых его начали точечно застраивать башнями, в нем стало крайне сложно жить и передвигаться, улицы превратились в сплошную пробку, а дворы большей частью исчезли.
Сколько комментарий столько разных мнений и вариантов, даже диаметрально противоположных.Совпадает только одно: Участок слишком мал для таких зданий.
Акимату пора прекратить «экономить землю» и помочь застройщику в расширении участка.
Когда наконец появятся в городе небольшие уютные скверы в шаговой доступности от жилья?
Кончили всю зелень на улицах, вырубили всё во дворах, при новой застройке дома лепят вплотную дуг к другу, лишая жильцов даже перспективы озеленения и организации парковок.
Богданов деловой и вполне порядочный человек, и он сможет построить здания такими которые украсят город, будут радовать не только жильцов, но и всех горожан.
Что касается переноса рынка- наконец то!!! Ещё бы сразу снести гадюшники вокруг магазинов «Страна товаров» и «Океан» и благоустроить весь квартал. Было бы совсем хорошо.
Дмитрий я живу в копае и нам не надо такого бардака как у вас там на базаре постройте на дома лучше. Акимат дорогу сделал.
Очень красивый проект новостроек. Похож на ЖК Асем Тас-2 в Нур-Султане. Даже не верится, что такое будет в Петропавловске. А если ЦОТ перенесут и будет много парковок для удобства жителей, это пойдет на пользу всем, порядок будет и обороты торговли вырастут.
Алия, последний тезка конечно погорячился 🙂 я считаю все проще будет — половина арендаторов просто разбегутся по ближайшим бутикам и прочим местам ниша обязательно заполнится, а люди пойдут и в без того забитый битком Океан, за палкой колбасы или килограммом пельменей никто никуда идти не захочет, да я сам там стану появляться где-то раз в месяц потому что я хоть и много двигаюсь, и на нынешнем месте бываю часто мимоходом, а на новом бываю крайне редко, пенсионерам тоже возиться на врядли захочется… Нынешний цот хорош своим симбиозом с Океаном и прочими объектами торговли — место очень ходовое, а если продавцы крупы за которыми реально из далека приезжают да и рыба кстати останутся здесь то не знаю сколько покупателей поедут туда… однозначно здесь лучше — наработанная десятилетиями ниша потребителей, а там пока неизвестность…
Житель Копая, не вопрос. Пустырь между территорией ПЗТМ и будущим микрорайоном «Шыгыс» — тоже неплохой вариант: продлеваем улицу Жукова от «Интеркабеля» до выходящей на Омское кольцо ул.Промышленной, переносим в тщательно продуманный комплекс разом все нагромождения торговых объектов из района Колхозного. Далековато, конечно, зато не нужно никого сносить или вынуждать соседствовать с бардаком, проводить сложную подготовку участка, мЕста для подъездных площадок и парковки немерено, Омская трасса и Объездная рядом (что очень удобно для сельчан). Одна проблема: пробки на пути от южных до северных окраин, но, если построить новую дорогу через промзону, дело будет обстоять легче.
А стройка ЖК-гигантов в сложившихся кварталах — это швах. Всё вокруг пойдёт трещинами и перекосится от сотрясения при забивке свай и проседания грунта. Не надо этого делать.
«может работать за 50 тысяч тенге в месяц, а не за 80…»
это как!? у нас зарплата вроде под две сотни тысяч средняя по области и все дорожает каждый день!!! кто разрешает платить такую зарплату!? к ответу этих рабовладельцев!!!
интересно — в этих небоскребах сможет купить себе квартиру продавец с ЦОТа!?
А ведь на том месте куда будут переносить цот был сквер.
А почему строить эти дома будет иногородняя компания? Дайте работу людям из нашего города, из нашей области.
Максим Бойко
Читайте внимательно-Богданов своей компанией строить собирается