Данные перевозчиков Петропавловска о пассажиропотоке в автобусах и данные, полученные чиновниками во время проведения проверок, постоянно разнятся. А ведь от этого зависит количество субсидий, которые выплачивают из бюджета и которых постоянно не хватает. Чтобы сделать систему более прозрачной и получать реальные данные, в Петропавловске предлагают вернуть диспетчерскую службу и оснастить автобусы датчиками фиксации пассажиропотока. Правда обойдутся эти приборы недёшево – больше 380 млн тенге. Так что их установку хотят внедрять поэтапно, рассказывает Петропавловск.kz.
О проблемах общественного транспорта говорили на очередном заседании областного общественного совета. Как известно, в Петропавловске 19 городских маршрутов. Все они являются социально-значимыми и субсидируются из бюджета. Стоимость проезда для пассажиров не менялась с 2017 года и до сих пор составляет 80 и 40 тенге за взрослый и детский проезд при безналичной оплате. За наличку – 130 и 65 соответственно. А вот затраты перевозчиков за это время увеличились в разы. При этом субсидии часто задерживают, что не позволяет выстроить нормальную работу общественного транспорта.
По данным заместителя акима города Адильбека Аубакирова, в 2021 году перевозчики просили с сентября по декабрь 924 млн тенге субсидий. Но после проверки расчётов чиновникам удалось снизить эту сумму до 707 млн тенге. Правда, и их до сих пор не выплатили в полном объёме. Сейчас задолженность перед двумя фирмами составляет 123 млн тенге. Её планируют погасить в марте.
— За 2022 год по фактическим затратам перевозчика предоставлены акты на сумму 3 млрд 188 млн тенге, из них выплачено 2 млрд 162 млн тенге или 67,8%. Сейчас задолженность по субсидиям за 2022 год перед перевозчиками составляет 1 млрд 25 млн тенге. В 2023 году на субсидирование убытков перевозчиков выделены средства в сумме 1,5 млрд тенге, — рассказал Адильбек Аубакиров.
Субсидии постоянно задерживают, это факт, но и перевозчики не такие уж белые и пушистые. По данным Адильбека Аубакирова в феврале были проведены замеры пассажиров, которые показали, что перевозчики занижали фактические данные пассажиропотока, что влияет на сумму субсидирования. Чтобы в будущем избежать подобных казусов и получать достоверные данные, в акимате предлагают провести цифровизацию пассажирских перевозок, восстановить диспетчерскую, где будут аккумулироваться все сведения и отслеживаться работа подвижного состава, его количество и интервал движения.
— Кроме того, для обеспечения достоверности данных по перевозимым пассажирам есть предложение по установке на городские автобусы датчиков подсчета пассажиропотока. Данные датчики позволят вести ежедневный инструментальный фактический подсчет перевезенных пассажиров, — сказал Адильбек Аубакиров.
Он отметил, что данная мера позволит руководителям предприятий повысить доходность, исключить бытовое воровство водителей, которые принимают оплату наличными, а акимату — сократить объем выплачиваемых субсидий, опираясь на фактические данные.
Надо признать, что установка этих датчиков — мероприятие дорогостоящее. Общая сумма затрат на оснащение составит больше 387 млн тенге! Поэтому сначала предлагается оснастить новые автобусы, а потом поэтапно устанавливать датчики и на другой подвижной состав.
Кстати, присутствующая на заседании общественного совета председатель «СКО Автотранспортный союз» Галина Семёнова выразила свою заинтересованность в установке этих датчиков. Она отметила, что перевозчики тоже хотят, чтобы система начисления субсидий была прозрачной. Поэтому они сами предлагали включить в комплектацию новых автобусов данные датчики, но немного опоздали со своим предложением.
Что касается увеличения тарифа, то перевозчики на нём не настаивают, главное, чтобы субсидии выплачивали вовремя.
Зачем тратиться на оборудование для контроля количества? Разве терминалы не считают колличество оплаченных за проезд? Даже при наличной оплате выдаются билет и тоже идёт подсчет таких ..? Кажется можно обойтись и без затрат. Тем более есть камеры. Если водитель оплату прикарманил, это же должно быть на камере видно.
«Если водитель оплату прикарманил, это же должно быть на камере видно.»
Дядечка — смотри за своим карманом, а в чужие не лезь. Из-за таких как ты автобусы вообще перестанут ходить.
ЗЫ В жопу себе засуньте свои датчики.