29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

В Петропавловске один за другим выходят из строя новые автобусы

Новые автобусы, закупленные в лизинг на севере Казахстана, оказались не самого лучшего качества. Мало того, что перевозчикам приходится периодически менять различные детали, так еще и запасные части на китайскую модель невозможно найти в продаже, рассказывает Петропавловск.kz.

Напомним, в прошлом году три перевозчика областного центра закупили 100 новых автобусов марки «Ютонг» по 40 млн тенге за каждый. Теперь на протяжении 7 лет они должны выплачивать заем СПК «Солтустiк». Вот только субсидии за убыточные маршруты местные власти постоянно задерживают. Так что денег не хватает не только на многомиллионный кредит, но и на текущие траты. У машин постоянно выходят из строя то одни, то другие агрегаты. Автобусы то и дело ломаются. И мало того, что запасные части стоят космические суммы, так их еще и нигде невозможно найти.

— Нам обещали создать в Казахстане сервисное обслуживание для таких автобусов. Чтобы там были склады с запасными частями, оборудованные мастерские. Но ничего как не было, так и нет. Что касается гарантии, то на основные агрегаты, которые сейчас приходят в негодность, она уже закончилась. Ее давали на пробег 50 тысяч км, но для маршрутных автобусов это ничтожно мало, — говорит руководитель ТОО «ПетроАвтобус» и ТОО «Партнер — Авто» Булат Рахимов.

Меньше чем за год автобусы намотали около сотни км. Так что сейчас гарантия действует только на самые крупные запчасти, в том числе двигатель. Остальные расходники ложатся на плечи предпринимателей. Причём у автобусов как будто бы цепная реакция. Если что-то начинает ломаться в одном из них, значит через определенное время аналогичная поломка случается и на другой машине. Летят элементы сцепления, тормозная система и другие части.

Единственное, что удалось заменить по гарантии, это рессоры. Правда, с этой проблемой перевозчики столкнулись сразу же после покупки новых автобусов. Полгода им пришлось самостоятельно мучиться, пытаясь исправить ситуацию. А недавно производители всё-таки прислали им новую усовершенствованную систему, которую уже заменили.

Теперь перевозчики сами ищут запасные части, связываются с коллегами из других городов, чтобы купить дефицитный товар. А ведь изначально предприниматели хотели приобрести другие автобусы. На данной марке настояли именно местные власти. Сейчас они молча наблюдают за всем в сторонке.

Но самое интересное, что в Казахстане уже поговаривают о запрете использования для перевозок пассажирских автобусов старше 7 лет. Пока законодательно это нигде не закреплено. Но министерство индустрии и инфраструктурного развития уже рекомендует при проведении конкурсов рассматривать автобусы не старше этого возраста. Получается, что если за эти 7 лет, на которые машины были взяты в лизинг, эту норму законодательно утвердят, то «Ютонги» смело можно будет сдавать на металлолом сразу же после того, как за них рассчитаются.

Ну и еще один риск, о котором пока вроде бы рано говорить, но как не крути, он всё-таки существует. Это вероятности не успеть выплатить кредит за время работы. Договор лизинга оформлен на 7 лет, а договор с акиматом на обслуживание маршрутов только на 5. Конечно, никто никуда перевозчиков не выгоняет. Но нет гарантии, что к моменту окончания договора на обслуживание в город не придет какой-нибудь инвестор с новыми автобусами, а прежним перевозчикам не скажут «извини – подвинься».

И такой вариант, к сожалению, тоже нельзя исключать. Это сейчас положение у перевозчиков незавидное, вряд ли сегодня кто-то клюнет на такие «выгодные» условия – ждать субсидии и постоянно сидеть в долгах. Но не исключено, и перевозчики искренне на это надеются, что процесс когда-то нормализуется, и их сфера деятельности станет привлекательной.

А пока положенные субсидии, которые бы помогли хоть немного выровнять ситуацию с запчастями и уплатой лизинга, перевозчики вынуждены ждать месяцами. При этом долги только растут, всё больше накаляя ситуацию и усугубляя положение предпринимателей.

Читайте также:

Акимат перевозчикам Петропавловска: мы умываем руки

4 комментариев

  • Самый умный казах

    А зачем было закупать лютый Китай? Лучше бы у белорусов взяли их автобусы. Хоть какая-то гарантия на ремонт и запчасти.

    • Стас

      ну так это же отечественная сборка, поддержка отечественного производителя

  • Михаил Майнен

    А что значит белым по черному надписи «Квазтехно»? Вроде с «Ютонг» данная надпись не совпадает

  • Возможно у автобусов и есть какие-то конструктивные недоработки но это не главное. Мне кажется что водителей прежде чем садить на ютонги нужно было отправить на переподготовку по вождению этих автобусов. Сцепление и тормоза выходят из-за неправильной эксплуатации. Давят до ролика на газ когда остаётся 10-15 метров до остановки или перекрестка, а затем резко тормоза, в салоне жуткий скрежет какие тормоза выдержат. При переключении передач резко бросают педаль сцепления, автобус идёт рывками, какое сцепление выдержит. Про накат некоторые водители даже не слышали. В автобусах грязно, стекла вообще никто не моет. При такой эксплуатации автобусы скорее всего превратятся в металлолом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *