|
12 036 |

Не могу сказать, что я недоволен тем, как Петропавловск выглядит сейчас. Постарались художники с оформлением фасадов домов и с подсветкой. Даже нарисовали пару крупных муралов на стенах домов в 19-м микрорайоне — Винокуров во весь рост, кони на фоне степи. Это все довольно симпатично.


В Омске, который мы порой любим сравнивать с нашим городом, некоторые дома на центральных улицах имеют вид крайне неприглядный. Иногда памятники архитектуры прошлых веков и «сталинки» поражают облупившейся штукатуркой, трещинами и выглядят довольно мрачно. Я надеюсь, что наш маленький уютный городок привлечет внимание гостей на форуме приграничного сотрудничества. Однако и у нас в оформлении зданий не хватает оригинальности, монументальности, своего лица.


Если строится новое здание, то обычно это безликая бетонная коробка. Если ремонтируется старое, то его просто одевают в унылый дешевый пластик. Все делается так, как будто это ненадолго… Даже прекрасный многофункциональный Дворец спорта им. Винокурова, такой изящный внутри, снаружи выглядит как пластиковая коробка, если не брать во внимание иллюминацию – это все-таки не архитектура.


Неужели новые здания не достойны своих изюминок, оригинальных архитектурных решений, например, мозаичных картин на стенах? Ведь совсем недавно в Петропавловске многие социально значимые объекты строились и оформлялись таким образом, что запоминались навсегда.


Если пройтись по городу, то и сейчас можно увидеть множество останков соцреализма, приятно радующих глаз. Ушло в прошлое то время, поменялись идеология, но осталось нечто разумное доброе вечное, что еще много лет может украшать наш город. К примеру, построенный в конце 80-годов ДК «Металлист» по всему периметру был украшен мозаичными изображениями различных видов спорта — символами бокса, волейбола, плавания.

Правда, этот спортивный комплекс построили слишком поздно — вскоре наступил всеобщий кризис: спортивные секции исчезли, неотапливаемое здание оказалось на грани катастрофы, в духе времени переходило из рук в руки. И все-таки благодаря прекрасному оформлению сохранился гордый внешний облик этого Дворца настоящего Спорта, как ни печально сейчас его состояние. Но хочется верить, что и оно изменится. Иначе…

Иначе ведь может быть и так, как бывало в 90-х годах. Тогда за стадионом нередко случались так называемые «стрелки». У стен прекрасного, но опустевшего Дворца, дрались молодежные группировки — пацаны с 19-го и 20-го микрорайонов и против «Молодежки». Вскоре футбольное поле закатали под автостоянку, основным видом «спорта» в ДК стали дискотеки.


Что-то похожее стало и с ДК «Машиностроитель» — это колоссальное здание (детище завода им.Ленина, ныне — ПЗТМ) должно было стать самым большим, самым функциональным и, как виделось создателям, — самым ярким. Для него вырыли самый объемный строительный котлован в 70-е годы. Залили самый большой объем бетона на стройке (включая фонтанный комплекс).

А потом на фасаде ДК, обращенном к улице Мира, выложили сложную красивую мозаику, общей площадью около 150 кв. метров, посвященную трудящимся Петропавловска.

Здесь и 4-метровый космонавт, и инженер, и сталевары, и простые мирные граждане, прогуливающиеся после работы по улицам цветущего и строящегося города.

Именно эта картина — самая большая цельная мозаичная композиция в Петропавловске, выложенная на уже готовых стенах здания целиком.

На ее укладку понадобилось почти миллион разноцветных камней и два месяца работы. Раньше с такими затратами не считались, если нужно было создать что-то особенное.


В отличие от «Машиностроителя» мозаичные картины на жилых домах по улице Карима Сутюшева (напротив «Рахмета») изготавливались в цехах завода имени Кирова.

Камни лепились на квадратные плиты шириной 45 см, а затем эти плитки, как пазл, собирались на стенах только что построенных домов. Всего планировалось сделать три таких фасада, но в итоге получилось только две мозаичных картины.

Процесс их изготовления, конечно, требовал значительного времени, а в начале 70-х годов, когда строились эти пятиэтажные дома на пересечении улиц Сутюшева и Горького, в Петропавловске шел строительным бум — некогда было подолгу задерживаться на объектах. Эти две крупных мозаики (площадь каждой — около 120 квадратных метров) посвящены теме дружбы народов, актуальной и для сегодняшнего Казахстана.

На одной из них все еще красуется название СССР. Методом пазла собиралась «семейная» мозаика на доме рядом с бывшим ЗАГСом. И если рассматривать ее поближе, то сразу увидишь огрехи в сборке этой картины: плитки подогнаны друг другу довольно грубо, с зазорами, а кое-где приляпаны и вовсе мимо.

Однако в целом, если смотреть на нее на некотором расстоянии, это наиболее насыщенная красками мозаика в Петропавловске. Здесь присутствуют камни всех цветов радуги, при этом яркие красно-желтые цвета удачно контрастируют с голубыми и глубокими синими тонами. Правда, ее обзор затруднен «очень необходимым» продуктовым ларьком, кроме того, плиты в нижней части мозаичного панно повреждены.

Прекрасно сохранилась еще одна масштабная мозаика — двухцветное панно, украшающее фасад супермаркета «Сокол» (бывший «Универсам»).

Правда, одна часть панно, обращенная к жилым домам, всегда выглядела как задворки. В конце 80-х, когда магазин только построили, здесь была площадка для разгрузки товара, а значит, вечная сырость и грязь. Здесь в забвении оказались две мозаичных девушки восточного типа. В 90-е этим дамам в длинных платьях точно не было скучно — площадка рядом с ними была излюбленным местом для быстрого распития алкоголя, который продавался в цокольном этаже магазина.

А вы уже забыли, что у него был цокольный этаж, где сначала принимали бутылки, а потом продавали алкоголь по талонам? Поскольку в 90- годы это был главный продуктовый магазин в районе, с раннего утра здесь собиралась очередь из тех, кто любил сообразить на троих. Раздобыв желаемое, местные любители выпить недолго искали место для его употребления. Зайти за угол – чего уж проще! К тому же оттуда был хороший обзор перекрестка, с которого могли появиться бдительные милиционеры.

— Когда универсам построили, казалось, что это будет магазин только для приличных людей, — рассказывал мне недавно бывший сосед Николай Петрович, с которым мы 11 лет прожили на одном этаже. — Потом все быстро сориентировались. У нас было два любимых места — за Универсамом и рядом с детсадом «Космос». Купил, быстро выпил — и пошел домой, закусив конфеткой. И ты зря говоришь, что никто не обращал внимания на этих девушек. Мы постоянно пытались разгадать, что именно они там делают: то ли танцуют, то ли шаманят с бубном, то ли в баскетбол играют. Сам посмотри на них… Наверное, все забыли и о том, что когда-то не было здесь уродливой кирпичной пристройки, которая испортила вид на мозаику с музыкальными инструментами, посудой, кувшинами и буквами УМ (универсальный магазин) над огромными окнами. Сложно припомнить и времена, когда музыкант с кобызом и две девушки не были огорожены металлической сеткой. Ведь именно эта часть мозаики больше всего страдала от пацанов – любителей выковыривать камушки из мозаики. И я был одним из них.

В прошлом году аким области выразил недовольство оформлением фасадов торговых центров Петропавловска. Будем надеяться, что теперь городские «благоустроители» возьмутся за «Сокол» и вернут ему первоначальный вид, не повредив сложную композицию мозаики, и не затянут фасад здания в синий алюкобонд.


О восстановлении одной из самых старых в городе мозаик я даже говорить боюсь. Вождь мирового пролетариата, изображенный на стене жилого дома по улице Букетова, медленно уходит в небытие.

Мозаика здесь довольно примитивная: круглый портрет Ленина собран из мелкого щебня и окружен синей и желтой кафельной плиткой, которая довольно давно почти осыпалась, оголив стену.

При последней побелке стен портрет Ильича подновили известью, что едва его спасет. А ведь  этого вождя на аллею памяти не увезешь…


Кстати, с этой же стены медленно исчезает и бывший герб Петропавловска. Скорее всего, он будет утерян уже в ближайшие годы, так что пусть останется хоть фото в нашей газете.


Стоит упомянуть и мозаику на странном строении, которое когда-то называлось Домом быта «Северный».

Эта композиция — единственное яркое пятно на теле здания, которое выглядело нелепо практически сразу после постройки. Невзрачные фасады дома быта вполне достойны его совершенно неуместной внутренней планировки. Узоры из красных синих и желтых камней придали ему немного колорита.

За 30 с лишним лет панно несколько пострадало от любителей поковыряться в стене и от дорожной пыли, однако сохранило приличный внешний вид и довольно яркие цвета. Зато статус торгового дома, в котором то и дело меняются арендаторы, а также окружение из бабушек с семечками и нелегальными сигаретами довершают картину, в которой нелепо смотрится именно красивая мозаика.

Вот, наверное, и все, что можно сказать о значимых мозаичных картинах в Петропавловске. И добавить, что, скорее всего, такой красоты в нашем городе больше не будет — слишком сложно это для современно строительства и уж тем более для современного благоустройства. Другие времена, другая красота…


Читайте также:

http://www.pkzsk.info/v-petropavlovske-soxranilis-muraly-sovetskogo-perioda/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *