29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Утраченные памятники Подгорья

Первые каменные жилые строения Петропавловска появились в подгорной части

Подгора – самая старая часть города. Здесь, в нижнем форштадте, в пойме реки Ишима, зародился Петропавловск и просуществовал со своей самобытной историей фактически на протяжении 100 лет. Строительство на горе, или верхнем форштадте, активно началось лишь после утверждения Алек-сандром II плана города – 28 июня 1862 года.

Первые жители нижнего форштадта – это инвалиды, отставные нижние чины военнослужащих, их семьи, крестьяне, купцы. Семьи жильцов Подгорья отличались одной особенностью: женщины в них были, как правило, бывшие арестантки царских тюрем, их официально направляли в Петропавловскую крепость. Форштадт был окружен рогатками и палисадом, имел южные и северные ворота, у которых стояла охрана. Выезжать, покидать форштадт разрешалось только с позволения коменданта крепости. Тех же, кто своевольно уходил за пограничную полосу, допустим, за хмелем или на рыбную ловлю, ждала нещадная прилюдная порка. Лишь в 1845 году купцы первые получили разрешение выезжать свободно со своим товаром за пределы пограничной линии в казахскую степь. Однако, задолго до этого разрешения произошло событие, определившее дальнейшую судьбу города. В октябре 1759 года султан Среднего жуза Абылай обратился с просьбой к оренбургскому губернатору разрешить торговлю в Петропавловской крепости. Уже 22 декабря того же года состоялась первая ярмарка на меновом дворе, который располагался рядом с крепостью, на берегу Ишима. Здесь регулярно проходили две ярмарки: летняя и зимняя. Как и нижний форштадт, меновой двор был огорожен рогатками. С крепости над ним нависали две пушки. Внутри двора в два ряда стояли лавки купцов. 44 лавки на меновом, или гостином, дворе насчитывалось в конце 18 века. Церемония торгов проходила по следующему сценарию. Как только с крепости подходил караван, сопровождаемый стадами лошадей, быков, баранов, а также груженый продукцией животноводства: овчиной, мерлушкой и т.п., раздавался барабанный звон. Это был сигнал для купцов, которые спешили на меновой двор и выкладывали свой товар. У входа на ярмарку выстраивалась стража. После этого иноземным торговцам разрешалось входить в меновой двор. Операция торгов проходила без денег, по принципу «товар на товар». Этот обмен товаров всегда приносил огромные барыши российским купцам.

Любопытная картина непосредственных торгов помещена на странице «Географического словаря Российского государства за 1807 год»: «Всякий торгующий с нашей стороны старается схватить за борт того, кто ему больше нравится и втащить в свою лавку. Здесь, не обижаясь насилием, садятся они и равнодушно рассуждают несколько часов о продаже или покупке. Чтобы убедить иноземца к малейшей уступке, то надобно чем-либо угостить, например, дать трубного табаку, до которого особенно казахи большие охотники…».

Была у петропавловского менового двора и недобрая слава. Здесь с начала торгов и до 1825 года был главный рынок империи по продаже рабов. Таким товаром, главным образом, были военнопленные казахов.

Чрезвычайно выгодная торговля для российских купцов росла здесь такими темпами, что уже через несколько лет петропавловская ярмарка обошла по торговому обороту все ярмарки за Уралом, включая Омск и Семипалатинск, исключение составляла лишь Кяхта. Вместе с торговлей росло население нижнего форштадта. В конце 18 века в предместье крепости проживало более 1 000 жителей. На их пожертвования была построена в 1803 году Покровская церковь (ныне Собор святых апостолов Петра и Павла). Но ещё ранее, в 1795 году, под горой была выстроена за счет царской казны мечеть, получившая в народе название Касимовская — от имени казаха Касима, руководившего строительством. Это была первая каменная мечеть в казахской степи и первое каменное здание в Подгорье. Такой щедрый подарок Петропавловску, конечно, имел колониальный умысел. Как свидетельствуют старожилы Подгорья, эта мечеть сохранилась, вернее, целыми остались её стены – это складское здание на территории рыбзавода. Согласно архивным материалам, мечеть оставалась действующей до 1928 года. Мулла этой мечети Бикбаев жил под горой по адресу: ул. Малая, 21 (ныне 308 Краснознаменного полка). Ещё до революции он преподавал в медресе при мечети. В начале 1928 года Бикбаев с разрешения административного отдела Петропавловска осмелился открыть при мечети религиозные курсы. Несмотря на официальное разрешение, этот шаг муллы вызвал подозрение властей. Бикбаева арестовали, а мечеть закрыли.

К началу 19 века Подгорье настолько разрослось, что появилась настойчивая необходимость в отделении от крепости и собственном управлении. С 1804 года Петропавловском управлял частный земский комиссар, который в 1807 году был заменен городничим. Первым городничим города стал отставной майор Левашов, который правил городом до 1825 года, когда в Петропавловск было введено самоуправление. С этого времени гражданскими делами ведал избранный населением староста, который распоряжался штатом из двух человек: письмоводителем и словесным судьей. О первом старосте, купце 2-ой гильдии, Федоре Зенкове напоминали приземистые одноэтажные здания по ул. Смирнова, рядом с бывшим кинотеатром «Заря», однако было одно из зданий, более эффектное, с лепным украшением над крыльцом, — весьма вероятно, что это здание служило домом для семьи Зенкова.

Примечательно, что эти дома, построенные Зенковым в начале 20-х годов 19 века, — первые каменные жилые помещения в Петропавловске, отражавшие архитектурный стиль своего времени. К сожалению, здания снесены, в том числе и то, где проживал первый избранный петропавловский управитель. На его месте сегодня возвышается безликое строение.

К началу 19 века бывший ниж-ний форштадт имел все приметы маленького города. Помимо самостоятельного управления в Петропавловске были школы, городской врач, почта, полицейская служба и т.д. Был даже свой городской сад (про городской сад под горой упоминает Михаил Бенюх в книге «Петропавловск», 1985 г., стр. 32).

Неудивительно, что первый в городе спектакль (комедия Гоголя Н.В. «Ревизор») был поставлен по инициативе местного дворянского общества в октябре 1861 года именно в Подгорье, в помещении школы.

Однако, Подгорье не всегда было городом. Более того, в 60-е годы 19 века оно было выведено за черту города, который тогда разрастался на горе, и жизнь здесь стала протекать по законам казачьей станицы. Начало коренным переменам в Подгорье положил 1808 год, когда было создано сибирское казачье войско. С этого времени Подгорье стало местом дислокации одного из казачьих полков. В тот же период Покровская церковь была объявлена казачьим храмом.

К приходу церкви были приписаны 4 казачьих поселка: Кривозерский, Бишкульский, Новопавловский и Плосский. В 1815 году Покровская церковь уже стояла в центре площади, оформленной для религиозных военных ритуалов.

В 1846 году, согласно приказу по сибирскому казачьему войску, все крестьяне, проживавшие под горой, приписывались к казакам, по этому же приказу служившие казаки наделялись 30-тью десятинами земли. А вскоре в Петропавловске случилось чрезвычайное событие: летом 1849 года в очередном пожаре сгорели почти все постройки Подгорья, в том числе и лавки менового двора. Пожар был настолько жутким, что о нем заговорили даже в Петербурге. По велению царя в России был объявлен сбор средств для пострадавших.

25 июня 1849 года собрание купеческого и мещанского обществ вынесло приговор о новом расположении города на горе. В 1854 году приказом Тобольского губернатора из Ишима в Петропавловск был направлен архитектор для составления плана нового города. В эти же годы казачество укрепило свои позиции под горой: теперь оно не платило городские налоги и выходило за черту города. Так продолжалось до 1909 года, хотя Положение о подгорной казачьей станице не нарушалось.

(Окончание в следующем номере «Пkz»)

Тамара МАКАРОВА,

краевед

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

3 комментариев

  • Анатолий

    Касим-имя татарское.Уважаемая «краевед», в книге «Петропавловск» из серии «История городов Казахстана» издательства «Наука»,Алма-Ата,1985 на стр.32 указано,что «купцы-татары из Средней Азии начали хлопотать,чтобы там им было разрешено построить мечеть». Искажение исторических фактов в угоду власть имущим не дает Вам права называть себя Краеведом,коим несомненно был уважаемый Михаил Иванович Бенюх-историк и почетный гражданин города Петропавловска.Стыдно Вам должно быть.Анатолий

  • Вячеслав

    Из архива Омского государственного краеведческого музея: «В 1795 году в Петропавловске по личному указанию Екатерины Великой была построена первая мечеть, Касымовская, по имени строителя-татарина— одно из самых ранних каменных зданий города. На её строительство было выделено из государственной казны 5 тысяч рублей….»

  • Вячеслав

    А вот, что пишут современные омские исследователи, опираясь на Центральный архив в Петербурге:
    В границах Тобольской губернии, позднее Западно-Сибирского генерал-губернаторства на пограничной территории было две крупных крепости – Петропавловская (город с 1804 г.) и Омская (город с 1782 г.). Первой государственной акцией в отношении мусульманского населения в крепостях империи был указ Екатерины Великой от 8 июля 1782 года об отпуске средств на строительство мечетей на Оренбургской и Сибирской линиях. Поручик Иван Якобий посылал запрос главнокомандующему Сибирским корпусом генерал-поручику Н. Г. Огареву, где построить мечеть. Последний ответил: «в крепости Св. Петра». Предполагалось, что мечеть будет возведена за 4 года (начиная с 1783 г.). Своеобразна и история постройки мечети. Она возводилась по проекту «римской архитектуры» «Витрувия», присланному из правительствующего Сената, с 1792 года. Но в 1801, во время грозы, в мечеть ударила молния, пробившая в кладке трещины вплоть до фундамента. (Н.И. Лебедева)
    И выдержка для Анатолия
    В тот период в Петропавловске, который был важнейшим центром торговли со Средней Азией, проживало небольшое число бухарцев, татар и киргиз (казахов – Н. Л.). Поэтому в 1795 году «киргизом Касимовым «с соизволения императрицы Екатерины Алексеевны, в нижней части города была воздвигнута первая в киргизской степи каменная мечеть».
    Анатолий и Тамара, видимо, работали с разными источниками. Но краевед обязан делать оговорку об альтернативной версии…….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *