В Едином накопительном пенсионном фонде подвели итоги ежегодного независимого социологического исследования, определившего уровень финансовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения, сообщает информационное агентство Петропавловск.kz со ссылкой на пресс-службу АО «ЕНПФ».
Исследования проводились «Центром стратегических исследований», методом массового анкетного опроса городского и сельского населения 14 областей Казахстана и 3 городов республиканского значения. В общей сложности было опрошено 3000 респондентов в их числе наёмные работники, самозанятые и безработные. Отметим, что большую часть респондентов (899 или 29,97% от всего числа опрошенных) составили занятые в сфере коммерческого бизнеса. Далее с большим отрывом оказались те, кто занят в производственном бизнесе – 386 респондентов или 12,87% от общего числа опрошенных. Третьей значительной группой среди опрошенных стали работники сельского хозяйства – 368 человек или 12,27 %. Меньше всего оказалось тех, кто занят в сфере науки – 30 респондентов или 2,87% от всего числа опрошенных относят себя к данной сфере деятельности.
Основной блок вопросов анкеты исследования состоял из 24 вопросов, направленных на выявление финансовой грамотности населения Казахстана в сфере пенсионного обеспечения.
Результаты опроса показали, что повысился уровень осведомленности населения о накопительной пенсионной системе.
Базовый уровень финансовой грамотности составил 63,4% (предыдущий показатель за 2018 год равнялся 60,2%, за 2017 год 58,2%).
Продвинутый уровень финансовой грамотности составил 26,9% респондентов (25,3% в 2018 году, 24,7% в 2017 году).
Как мы видим из года в год идёт постепенный рост в уровне знаний и финансовой грамотности населения.
Обзоры новостей смотрите в нашем Instagram
Для подтверждения базового уровня необходимо было ответить на ряд вопросов. В частности, кто является оператором накопительной пенсионной системы; функции ЕНПФ; какие бывают виды пенсионных взносов и пенсионных выплат и т.д.
Практически по всем вопросам оценки базового уровня знаний наблюдался рост доли верных ответов.
Так, доля верных ответов о видах пенсионных выплат возросла с 37% до 45%, доля верных ответов о видах пенсионных взносах также возросла с 74% до 77%, о функциях ЕНПФ — с 52% до 79%, о том, кто является оператором накопительной пенсионной системы — с 60% до 64%.
И только вопрос о пенсионном возрасте с каждым годом становится все труднее для респондентов. Так, в 2017 году – когда пенсионный возраст для женщин составлял 58 лет, для мужчин – 63 года – доля верных ответов составляла 80%. Начиная с 2018 года пенсионный возраст для женщин поднимается на 0,5 года ежегодно до достижения отметки в 63 года в 2023 году. В связи с этими изменениями, в 2018 году доля верных ответов о пенсионном возрасте снизилась до 78%, в 2019 году – до 53%.
Для оценки продвинутого уровня вопросы были сложнее: какая организация инвестирует пенсионные накопления, вопросы касательно инвестиционного дохода, пенсионного аннуитета, гарантии сохранности пенсионных накоплений, налогообложения в накопительной пенсионной системе и др.
Так, доля верных ответов на вопрос об организации, которая инвестирует пенсионные накопления выросла с 15% до 30%, о том, что пенсионные накопления инвестируются в различные финансовые инструменты и приумножаются за счет инвестиционного дохода – с 35% до 38%, о налогообложении пенсионных выплат с 22 до 28%.
Результаты опроса показали, что большая часть респондентов осведомлена об основных функциях ЕНПФ, что говорит об общем понимании роли ЕНПФ для накопительной пенсионной системы, а также большая часть населения придерживается мнения, что основным источником их финансового благосостояния будут пенсионные накопления именно из ЕНПФ. Так ответили 1437 респондентов, или 47,9 % от общего числа опрошенных. Вторым по значимости, согласно мнению респондентов, является пенсия от государства – 23,63%, а вот на иные сбережения рассчитывают только 11,57% от общего числа опрошенных.
Важно и то, что основным источником информации о накопительной пенсионной системе для респондентов является официальный сайт ЕНПФ и офисы обслуживания фонда. В процентном соотношении первый способ актуален для 29% опрошенных, второй для 23,8%. На третьем месте среди источников информации является получение информации от знакомых 12,6%. Не менее популярным источником информации является мобильное приложение ENPF, с его помощью о работе фонда узнают 9,2% респондентов.
В ходе исследования также были выявлены темы, которые требуют дополнительного разъяснения населению. Это, к примеру, такие вопросы, как основная цель пенсионных накоплений, их инвестирование и гарантия сохранности, возможность прогнозирования своей пенсии, размер и условия уплаты добровольных пенсионных взносов, уплата обязательных пенсионных взносов в рамках единого совокупного платежа.
Выводы исследования будут учтены в ходе реализации стратегических задач по информационно-разъяснительной работе среди населения Казахстана о пенсионной системе в целом.