Высшая аудиторская палата Казахстана провела анализ эффективности использования бюджетных средств в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» за 2019-2023 годы. В целом за отчетный период на функционирование НИШ из бюджета выделили 250 млрд тенге, в том числе свыше 22 млрд – на трансляцию опыта, передает Петропавловск.kz.
Вместе с тем на сегодня нет чёткого определения роли НИШ в системе государственного планирования. В программах, нацпроектах и концепциях не обозначены конкретные задачи, функции и показатели, которые должны быть достигнуты в результате распространения опыта.
Важной частью этого является внедрение в общеобразовательные школы учебников, разработанных НИШ. Но из более 3 тысяч учебников, одобренных профильным министерством для образовательного процесса, на долю НИШ приходится всего 67 или 2%.
В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов акцентировал внимание, что достигнутые в этом направлении результаты не соответствуют объему выделяемого финансирования.
— Весь бюджет, например, области Ұлытау меньше, чем за 5 лет было выделено НИШ. В том числе более 22 млрд на трансляцию опыта. Статистику как ни смотри, но каких-то существенных сдвигов нет, к сожалению. Более того, это даже не таргетируется в рамках системы госпланирования, – сказал он.
Механизм финансирования НИШ не обеспечивает прозрачности, подотчетности и целевого характера использования средств. Установлено, что НИШ осуществлялось планирование мероприятий, которые фактически не проводились.
За 2019-2023 годы объем невыполненных мероприятий составил порядка 8 млрд тенге. При этом возможность переноса неиспользованных средств на последующие финансовые годы приводила к образованию значительных объемов остатков бюджетных средств, которые не всегда учитывались при новом планировании бюджета.
За 3 года НИШ не освоены средства в размере 16,4 млрд тенге, а на банковских счетах ежегодно аккумулировались остатки в размере от 27 до 55 млрд тенге. По проведенным закупкам НИШ отмечены нарушения на 10,5 млрд тенге.
Например, имели место случаи неправомерного применения способа закупок из одного источника на сумму более 1 млрд тенге, необоснованного допуска или отклонения заявок и др.
Кроме того, на основании данных комитета госдоходов и коммерческих предложений сторонних организаций установлены факты приобретения товаров по завышенной стоимости. На развитие информационно-образовательной среды в НИШ было направлено порядка 2 млрд тенге.
В целом государственным аудитом установлены:
- финансовые нарушения на 274,4 млн тенге;
- неэффективное планирование на 8,3 млрд тенге;
- неэффективное использование – порядка 6 млрд тенге.
Кроме того, выявили 134 процедурных нарушения и 30 системных недостатков.
Давно надо было проверить их деятельность. Создали элитные школы и предложили им вносить предложения в программы. Они съездили в Сингапур и стали пропагандировать их подходы к образованию, игнорируя богатый опыт работы казахстанских школ в предыдущие годы. Короче, действуют по принципу: «Сломаем все, что было, а построим то, что получится» !