Невозможно усидеть дома даже в такие ветреные и дождливые дни, в какие нынешним летом проходил театральный фестиваль, названный ясно и понятно: «Толстой».
Ах, если бы такие праздники проводились тогда, когда я работала в школе и втолковывала своим ученикам, какой гениальный писатель Лев Николаевич! Тогда я точно организовала бы поездку ребят, например, по местам, где жили, любили, искали смысл жизни герои его произведений Толстого. И, возможно, уговорила бы руководителей профсоюзных организаций оплатить такую поездку. Но зачем мечтать о несбыточном!
Моя молодая родственница, устав слушать все эти если бы да кабы и вздохи в ответ на рассказы корреспондентов московского и тульского ТВ, как походит фестиваль в имении Льва Толстого, говорит: «Я узнавала… Москвичи все билеты расхватали заранее. Мы на спектакли едва ли сможем попасть». Но, увидев мое окончательно помрачневшее лицо, решительно добавляет: — Разве что на какое-нибудь интервью… Одевайтесь! Едем!»
А что тут ехать-то! Каких-то 17 км! Вон леса, где Лев Николаевич с друзьями и братьями в молодости зайцев гонял, а вон овраги, где его медведь чуть не задрал. Вон станция Козлова Засека, от которой яснополянские крестьяне и сыновья писателя на руках принесли в усадьбу гроб писателя. Теперь и там, в старом деревянном здании вокзала, — музей. Да тут куда ни глянь, везде история!
Подъезжаем к исторической «киевской дороженьке», по которой многие века назад шли жечь Москву полчища степняков. Чтобы остановить их, 500 лет назад в Туле кремль построили. До сих пор стоит и даже отреставрирован и готовится к юбилею. По исторической дороге проехать можно, да остановиться негде. Вся округа заставлена машинами с номерами разных соседних городов, областей и даже стран! Понаехали тут! Российские театры, коллективы из стран ЕС — Болгарии, Латвии и Абхазии привезли, как договорились, спектакли по роману «Анна Каренина». И каждый представил свое прочтение произведения великого русского классика. Зрители могли полюбоваться, как Левин настоящей косой косит настоящую траву под могучим яснополянским дубом, а Кити варит на печурке вишневое варенье. Их дети тем временем носятся по парку. А Вронский и Анна верной дорогой движутся к соседней с Ясной Поляной железной дороге, где несчастной героине предстоит броситься под поезд. Так постановщики показали, что в селе жить лучше и продуктивнее, чем в аристократических дворцах Петербурга.
Бедная Анна Каренина! Ее историю каждый театр интерпретировал на свой лад. Актеры из латвийского театра Ģertrūdes Ielas Teātris в этот же день на Малой сцене представили экспериментальное прочтение романа в постановке «ANNA: ЛЮ-БОЛЬ». Это теперь называется иммерсивными спектаклями. Классическую постановку привезли только болгары, да и те на костюмах сэкономили. Завершился фестиваль премьерой Тульского академического театра драмы – спектаклем о тотальной нелюбви «Каренины» и постановкой по повести Л.Толстого «Грех». Эротика, однако! Проще всех поступил Китайский национальный театр из Пекина: никаких костюмов, декораций и прочих ухищрений! Просто взяли комедию Льва Толстого «Плоды просвещения», перевели на свой родной язык и прочитали по ролям со сцены! Кстати, в тульских университетах обучается много китайской молодежи. Тут существует даже народная примета: если в общественном транспорте молодой человек азиатской внешности сказал вам «Здравствуйте!» и уступил место, знайте – это был китайский студент.
Больше всего различных развлечений организаторы фестиваля придумали для детей. Ведь сам Лев Николаевич был многодетным отцом. Еще бы! Пять сыновей и три дочери! А внуков вообще 25! А семья сейчас в тренде. На фестивале были показаны кукольные спектакли по пьесам Л.Н. Толстого. Дети совершали прогулки «с писателем» по интересным местам национального парка, по его лесам и полям. Юные участники праздника принимали участие в постановках и в современных интерпретациях таких произведений, как «Война и мир», «Детство», «Воскресение». Всего программа фестиваля включала более 30 мероприятий. На каждом их них звучали детские голоса.
Интересной была вечерняя программа выходных дней фестиваля, представленная пластической драмой «Воскресение», постановками «Дьявол» и «Хаджи-Мурат». Эту ночную «альтернативную» программу подготовили артисты Камерного театра «Театр. Акт» из Казани и «307-й студии» из Москвы. Они показали гостям фестиваля спектакли «Иллюзии» и «Фабричные».
Одним из главных «героев» фестиваля была Госкорпорация «Октава». Когда-то это мощное оборонное предприятие обеспечивала всю страну (и даже дальнее зарубежье) микрофонами и другой радиотехникой. Потом в 90-е… что вспоминать-то об этих 90-х! Сейчас предприятие восстанавливается и выпускает совсем иную технику. А один из бывших цехов полностью переоборудован под… даже не знаю, как правильно назвать огромное помещение, в котором проходят различные массовые мероприятия, например, недавний здесь проходил кинофестиваль сатиры, выступают с лекциями ученые, писатели, среди них — потомки Льва Толстого. Зимой большой двор заливали водой и юные фигуристы показывали на катке свои ледовые шоу. Именно это предприятие поддержало организаторов фестиваля. И не только материально и радиоаппаратурой, благодаря которой шедевры Толстого звучали на весь парк, но и морально. Интересным получился специальный проект – музыкальная постановка «Пятница. Досужие разговоры в ожидании гостя». Он обратился к подробностям жизни яснополянских крестьян с их песнями и особым говором. Именно этот спектакль идейно связан с новым проектом музея «Ясная Октава», в рамках которого музыканты, работающие с полевыми записями, будут писать «голос» усадьбы – ее лесов, полей, прудов. Сейчас, после закрытия фестиваля «Толстой», готовится новый праздник — арт-проект «Ясная Октава». Вспомнила! Зал тоже называется «Кластер — Октава». Извините, Лев Николаевич! Видимо, русских слов организаторам не хватает.
Хотя у нас не было билетов – мы помнили, что их «расхватали москвичи», никто не мешал нам бесплатно переходить от одной сценической площадки к другой, разговаривать с артистами, волонтерами и зрителями, но мы ждали встречи с Заслуженной артисткой России, ведущей актрисой театра «Сатирикон» Агриппиной Стекловой.
Программа обещала, что она поделится своим пониманием границ в творчестве и жизни, расскажет, легко ли расти в актерской семье и воспитывать детей-актеров, является ли постоянство союзником или врагом творческой личности. Актриса немного опаздывала, но никто не волновался.
В предвыходные нелегко проехать даже по современным шоссе. Они ведут из центра к югу, куда устремляются горожане. Многие летом живут в своих деревенских домах, которые получили в наследство от родителей. Как чуть позже выяснилось в разговоре с актрисой, ее семья тоже живет «в этом направлении» — Агриппина махнула рукой в южную сторону, она извинилась за небольшое опоздание — «пробки!». Никаких особых секретов воспитания актерских детей нам не открыли. Они те же, что у любой работающей матери, – найти время для занятий с подрастающим потомством, для заботы о пожилых родителях. Поэтому Агриппина Стеклова и ее муж актер «Сатирикона» Владимир Большов, с которым они вместе уже более 20 лет, купили дом «в этом направлении» и перевезли в него ее мать и сына от студенческого брака, его мать и дочь от первого брака и все вместе дружно живут большой семьей. Что действительно дружно, было видно, вернее, слышно, с первых минут выступления этой красивой миниатюрной женщины с копной рыжих волос. Она обаяла слушателей милой улыбкой, красивым низким голосом, доброжелательностью. Ни одного плохого слова ни о ком! Ни самолюбования, ни каких-то жалоб на невостребованность, на сложности кочевой гастрольной жизни. «Это моя профессия! Моя любимая профессия!» И всё! Честно говоря, я видела не очень много работ Агриппины Стекловой. Оказалось, это не моя вина. Она театральная актриса, очень известная поклонникам театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Выпускница курса Марка Захарова в ГИТИСе, Агриппина Стеклова состоит в труппе «Сатирикона» с 1995 года – начала работать в нем и сниматься в кино еще студенткой. Агриппина Владимировна сказала, что театр для нее всегда на первом месте. От съемок она тоже не отказывается, но только тогда, когда они не мешают спектаклям. Поэтому, мы, провинциалы, мало ее видим, но не запомнить ее нельзя.
– Жаль ради съемок во второстепенных сериалах отказываться от работы в театре, который для меня всегда на первом месте, — говорит актриса.
Тем не менее на ее счету более 50 ролей в фильмах и сериалах. В их числе яркие, отмеченные высокими наградами «Жила-была одна баба», «Наследники», «Клинч», «Географ глобус пропил», «Инсайт», «Райские кущи» «Доктор Преображенский (2018). Агриппина Стеклова — дочь актеров и впервые вышла на сцену… в три года. Я знала, что отец Грани, Владимир Стеклов, родился в Караганде и работал там, в театре моего родного города. Думала, что и Граня из Казахстана. Спросила ее об этом.
«Нет. Родители вскоре после женитьбы расстались, и я родилась уже в Астрахани, где жила бабушка. Тоже актриса. Отец служил во многих театрах страны. В Казахстане, в Астане и в Алматы, мы бывали только на гастролях. Хорошая страна! Добрые отзывчивые люди!».
У меня исчезло желание расспрашивать Граню, об отце. Хотя его коллеги обычно говорят, что об актерах надо судить по их работе – по игре на сцене, по воплощению характера героя в кино, но после пьяных скандалов некоторых «гениев», драк или чего-то похуже, что демонстрируют нам разные телешоу, не очень верится в порядочность и тем более в героизм исполнителя. Так и веет от него притворством! Агриппина Владимировна сама сказала несколько добрых слов об отце и его детях от других браков. О сводной сестре Глафире, о своем сыне Иване и дочери мужа Марии, выросших в их общей семье, Граня рассказывала с явной гордостью. Вся семья у нее театральная и верно служит искусству. Почему мы, провинциалы, мало знаем о ней потому, что сидим в основном «в ящике», а Стекловы развлекают москвичей, попадая к нам «живьем» только во время гастролей. Ну и ладно! У нас свои актеры тоже талантливые!
В заключение немного сухой информации и статистики.
Фестиваль открылся торжественным посланием президента Российской Федерации Владимира Путина. «Этот замечательный проект объединяет в усадьбе Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна» талантливые коллективы из России и других государств, позволяет ощутить красоту и неповторимую одухотворенную атмосферу этих мест», – процитировал послание Президента глава Тульский области Алексей Дюмин.
Фестиваль прошел в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Тульской области, Госкорпорации «Ростех» и холдинга «Вертолеты России». С открытием праздника театра его участников поздравил министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.
За 4 дня познакомились со сценическими постановками по мотивам произведений великого русского писателя около 9 тысяч человек. Состоялось более 30 мероприятий с участием российских и зарубежных театров, специальных гостей.
Принять такое количество посетителей помогали более 60 волонтеров и 150 техников. Работу только Главной сцены обеспечивали около 50 человек. Более 4 км кабеля связывали сцены и электрогенераторы, работы которых хватило бы для освещения нескольких жилых домов.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск