Увлекательное путешествие для своих зрителей подготовили работники областного русского театра им.Н.Погодина в Международный день театра. В честь театрального праздника погодинцы организовали интерактивную программу для жителей Петропавловска под названием «Ночь в театре».
В захватывающее путешествие по закулисью театра отправился петропавловский зритель. Заглянули по ту сторону сцены и корреспонденты Петропавловск.kz.
Театр начинается с вешалки, вот и зрители в этот вечер оказались в фойе второго этажа, где было выставлено масса интересных вещей в импровизированную гримёрку. Шляпки, музыкальные инструменты и оружие притянули к себе внимание посетителей.
В этот вечер зрители на миг почувствовали себя в роли актеров театра. Примерили костюмы из полюбившихся им уже спектаклей, а также сделали фото на память. Тут стало понятно, как непросто бывает носить сценические костюмы. Без помощи специалистов мы обойтись не смогли. Оказалось, к примерке париков просто так подойти нельзя. Во-первых, нужно обязательно собрать свои волосы в тугой пучок, заколоть всё лишнее шпильками и только затем браться за парик. Далеко не каждый из них готов был сидеть на нашей голове.
Каждый экземпляр изготовлен с учётом индивидуальных особенностей актера. Нам приглянулся высокий парик-стилизация 18 века, который использовали актеры в постановке спектакля «Щелкунчик».
Мало того, что его было нелегко водрузить на голову, так он ещё оказался очень тяжёлым. Мы вытерпели всего пару минут, представляем, насколько тяжёло приходится актерам играть на сцене в таком образе. Померили мы на себе и одно из платьев, расшитое медной проволокой, которое, кстати, тоже оказалось не из легких. Петропавловцы очень активно примеряли наряды и фотографировались в изысканных шляпках и сказочных париках. Когда ещё такая возможность представится петропавловскому зрителю! Хотя организаторы заверили, что в следующем году Международный день театра здесь вновь пройдёт по-особенному.
Также мы успели заглянуть и в швейный цех. Здесь работают закройщики и мастера на все руки. Зачастую свою работу им приходиться выполнять в кратчайшие сроки. Вынуждены иногда работать и ночью.
Специалисты рассказывают, что каждый костюм имеет право на долгую жизнь. Если спектакль списывают со сцены, то костюмы пускают на реставрацию и, впоследствии их перешивают. Также и с декорациями, их демонтируют и используют вторично, но уже в других театральных постановках.
В здании театра имеется огромный склад с костюмами, плюс к этому 2 цеха дополнительно есть и в гримёрке, где представлены костюмы действующих спектаклей. В настоящее время под сценой театра расположен большой репетиционный зал, склад костюмов, несколько хозяйственных помещений и слесарные цеха.
Следующий пункт нашего назначения — музей театра, где нам рассказали пару слов о необычных костюмах ручной работы. Всего в костюмерном хранилище театра насчитывается более 5 тысяч костюмов разных эпох.
Довольно необычным получилось женское платье, которое надевали на спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по мотивам пьесы А.Островского — художник костюма Светлана Таныгина.
Здесь же и костюмы главных героев спектакля «Козы-Корпеш и Баян сулу», который в 2001 году на очередном Республиканском фестивале театров, проходившем в Петропавловске, завоевал Гран-При. Этот наряд ручной работы был изготовлен на заказ в Алматы. Ещё один костюм ручной работы из войлока изготовили около 4 лет назад для постановки спектакля «Карагоз» по пьесе нашего земляка Г.Мусрепова.
Туфли эпохи Петра
В музее областного театра есть уникальные экспонаты. Одними из них являются женские туфли, в которых ходили героини А.Островского. Кожаные зелённые туфли Петровской эпохи оказались в нашем театре не случайно. В далёкие годы их передал нам Московский художественный театр, с которым связывала наших актеров настоящая дружба.
Афиши из муки
Нельзя не сказать в Международный день театра и об афишах. Раньше художники забивали полотно разведённой мукой, и получалась афиша, такие экспонаты представляют большую ценность для каждого театра.
В нашем театральном музее представлены афиши спектаклей, которые ставили в своё время мэтры. Именно к таким относится афиша о спектакле «Чокан Валиханов».
— Этот спектакль за всю историю театра трижды ставился разными режиссерами на погодинской сцене. Первый раз премьера состоялась в 1956 году. Роль главного героя Ч.Валиханова сыграл молодой Геннадий Михайлович Шарнин, который стал народным артистом РК. Тогда состоялся Первый Республиканской театральный смотр, и театр занял первое место по всем номинациям. Пьесу эту написал С.Муканов и лично присутствовал на репетициях этого спектакля, давал дельные советы режиссёру Пушкареву, — говорит заведующая музеем театра Людмила Лошакова.
В 1986 году главную роль исполнил молодой Виктор Шалаев. В 2010 году спектакль поставил сам Виктор Григорьевич, только главную роль сыграл ведущий актер театра Евгений Потешкин.
Посмотрел петропавловский зритель и как изготавливают декорации для спектаклей театра. По словам главного художника театра и члена союза художников РК Галии Кожахметовой, для специалистов декораций театр начинается с момента прочтения пьесы. После знакомства с действующими лицами, их манерами и характером в мыслях рождаются идеи.
В последующем их переносят в эскизы. Если режиссёр утверждает эскизы, художник приступает к работе. В театре есть 3 крупных цеха, где рождаются декорации. В столярном цехе изготавливают ещё и мебель для спектаклей. После того, как декорации попадают в этот цех, за работу берутся художники-декораторы и художники-бутафоры.
— Сейчас мы работаем над новым спектаклем, и часть декораций уже готова. В данном спектакле основная их часть выполняется из металла, поэтому прибавилось много работы и у сварщика. Для него рисуем рисунок, по нему он выполняет сварочные работы. Затем мы красим железо, чтобы оно не ржавело. После чего художники-бутафоры оплетают железную конструкцию верёвками, которые потом окрашиваются. И получается, что данная декорация изготавливается в технике макраме. Также в спектакле будет очень много вязаных вещей, — рассказала нам художник – декоратор Надежда Корякина.
В мае месяце ожидается премьера спектакля «Тётки» по пьесе московского драматурга А. Коровкина. Режиссёр спектакля Тимур Каримжанов, художник – постановщик Николай Корякин. Жанр спектакля — иронический детектив, чем-то схожий с произведениями Дарьи Донцовой. Художники говорят, постановка легкая и смешная, приглашают зрителей на премьеру спектакля.
В этом же цехе стоят на реставрации и выездные, подвесные декорации, причем основная часть декораций находится на большом складе за сценой.
В творческой мастерской художники-бутафоры начинают «колдовать» над своими изделиями. Здесь рождаются предметы, которые изготавливают взамен реальных вещей. Художник-бутафор Татьяна Мартынова продемонстрировала нам, как изготавливают реквизиты для сцены. В этой мастерской появляются на свет различные маски, посуда, вазы и бутафорская еда.
Вот, к примеру, большая напольная ваза. На первый взгляд она как будто глиняная, но на самом деле её изготовили из простого утеплителя, а сверху обклеили газетой, такая техника работы называется папье-маше. Эту бутафорскую вазу и не страшно уронить, в отличие от её оригинала. Если изделие упадет, то профессионалы смогут его быстро починить. Чего не скажешь о настоящей глиняной вазе. В целом, основная идея изготовления таких предметов заключается в том, чтобы зритель даже с самого последнего ряда мог разглядеть предмет, его красоту и изящество. Основная задача художника-бутафора придать изделию нужный объём, качественно покрасить, чтобы у него был реальный вид. И если вблизи она смотрится ни так красиво, то издалека не отличишь от настоящей. В среднем на изготовление такой вазы уходит у мастеров около недели. Много времени приходится тратить на сушку изделия.
В тот вечер североказахстанские зрители побывали на театральном уроке «Нескучный Чеховъ», встретились с мэтрами театра и посетили «Поэтическое кафе». А также для петропавловцев провели экскурсию «Закулисье и музей», хэппенинг – импровизацию со зрителями «Водолаз и Космонавт». Кстати, для горожан работники театрального искусства подготовили разноцветные пригласительные билеты, каждый из которых давал возможность посетить только одну интерактивную зону.
В этот день в театре состоялось вручение премии имени Ивана Петровича Арчибасова – народного артиста Казахской ССР, который прослужил в театре 46 лет. Свою первую маленькую роль Иван Арчибасов сыграл ещё осенью 1955 года в спектакле по роману героя Советского Союза Дмитрия Медведева «Сильный духом». Уже в 35 лет он стал заслуженным актером, а через 7 лет народным артистом. На петропавловской сцене он встретил свою любовь Лидию Степановну Абросимову, которая долгие годы проработала в этом же театре.
За 46 лет работы Иваном Петровичем было создано более 150 ярких образов. В свой 100-летний юбилей театра в 1987 году артисты театра были на гастролях в Москве, где на сцене Малого театра СССР. им. А.Н.Островского Народный артист Казахской ССР Николай Арчибасов за роль рядового гвардии Ивана Климова в спектакле А.Кудрявцева «Иван и Мадонна» был награждён золотой медалью имени Дмитрия Попова. Актеры вспоминали, как по случаю своего 60-летия Иван Петрович, встав на колени, поцеловал родную сцену нашего театра. В 2001 году Иван Петрович ушёл из жизни за день до праздника, который готовил театр по случаю его 65-летия.
В 2002 году Виктор Григорьевич Шалаев предложил учредить премию имени Ивана Петровича Арчибасова, обязанности директора в то время исполняла Людмила Лошакова. Она поддержала инициативу, и сегодня плеяда актеров стали обладателями этой премии.
Кстати, впервые в этом году выбрали лучший спектакль. В этой номинации на премию претендовали 4 спектакля – «Джут» режиссера Тимура Каримжанов, «Взятка по-неаполитански» и «Полианна» режиссера Елены Покрас и «Жених поневоле» режиссера Виктора Шалаева. Победу одержал спектакль «Джут» по пьесе Олжаса Жанайдарова.
В завершении праздника актеры приготовили ещё один сюрприз для своих зрителей — спектакль «Аленький цветочек».
Особенно занимательным в этот вечер для нас был рассказ о зарождении истории театра заведующей музеем театра и обладателя почётного знака «Қазақстан мәдениет қайраткерлері» Людмилы Лошаковой.
В своё время в Петропавловске один из купцов города пожертвовал подвал в женской гимназии для театральной культуры края. В этом подвале разместилась некоторая группа под руководством и главенством Горбунова, и была телеграмма к Генерал — губернатору Западной Сибири, чтобы дать разрешение на проведение спектакля. Экспертам удалось найти в архивах Омска и Ленинграда этот документ, датированный 1887 годом:
«Телеграф в Омск из Петропавловска. Генерал-губернатору Западной Сибири. Сентябрь 19-го 1887 г. Завтра предложен спектакль благотворительной целью. Дается «Счастливый день», напечатанный июльской книге «Отечественных записок». Губернатор не разрешил получением указания; покорнейше прошу разрешить. Ответ оплачен. Щербаков».
Именно с сентябрьской премьеры того года по пьесе А.Островского и стартовали спектакли по произведениям этого великого русского драматурга.
Спустя 10-лет премьеру повторили. Спектакли по мотивам произведений А.Островского прочно вошли в репертуар театра.
Сейчас в нынешнем репертуаре театра представлено 2 спектакля А.Островского «Гроза» и «На всякого мудреца довольно простоты».
Весной 1918 года начинает свою творческую деятельность Русский Советский театр под руководством бывшего антрепренера Н.Сарматова.
В 1934 году поставил свой первый спектакль драматург Н.Погодин, в честь которого и назван сегодняшний театр. Пьеса называлась «Мой друг». В это же время ставятся такие спектакли, как «Рельсы гудят» А.Луначарского и «Чудесный сплав» В.Киршона. В коллектив вливаются Абрам Ковалевский, Михаил Александров, и ставятся в основном спектакли революционной тематики, но не забывается, конечно же, и классика. Позже, в 1962 году, театр назовут именем Н.Погодина.
По словам Людмилы Лошаковой, особенно активно заработал наш театр в годы Великой Отечественной войны. В то нелегкое время в состав труппы вошли новые люди – приехал из Украины Лев Покрас, народная артистка Казахстана Тамара Колчина, А.Ковалевский и другие.
Как рассказывает Людмила Николаевна, довольно часто труппа театра гастролировала по городам Казахстана, особая связь была с Павлодаром. В те годы в Павлодаре своего профессионального русского театра ещё не было, и поэтому ежегодно зритель с большим нетерпением ждал приезда погодинцев.
В 1940 году актеры приступили к репетиции спектакля Н.Погодина «Кремлёвские куранты», где впервые был показан образ вождя революции Владимира Ильича Ленина. Почти через год спектакль повезли показывать в Павлодар.
— Война застала наш театр на гастролях. Мужчины-актёры ушли на фронт, многие из них так больше и не вернулись на сцену, — рассказывает Л.Лошакова.
За военное время театр даёт порядка 2 500 концертов. В Петропавловске было много госпиталей, и солдат необходимо было как-то морально поддерживать. В тяжелый для Советского союза период было поставлено более 200 спектаклей и 37 новых постановок.
— В 1941 году директором театра назначают Льва Покраса. Когда Советские войска освобождали города от захватчиков, он выходил на сцену и объявлял об этом — о каждом освобожденном городе Союза. Зрители в свою очередь радовались и аплодировали. Бесспорно, театральное искусство помогало народу выжить и верить, что победа будет за нами, — рассказывает Л.Лошакова.
В 1925 году остро встал вопрос о прекращении деятельности театра, так как никакого финансирования не было. В то время на защиту театра встали его зрители и, только благодаря общественности театральное искусство выстояло. В те годы стал набирать свою популярность передвижной театр, к нам стали приезжать музыкальные труппы.
— В нашем театре была казахская и татарская труппы с 1932 по 1937 года. Казахскую труппу потом забрали в Гурьев. Актёры этой труппы внесли большой вклад в искусство, выступали не только для наших жителей, но и для населения Омской области, где проживает много казахов, — отмечает Людмила Николаевна.
Изначально своего здания у театра не было. В музее есть фотография старого здания, которое построили в 1906 году на средства горожан на ул.Приуральская. Через год её переименовали в ул.Театральная, позже здесь построили каменное здание, и театр в нём располагался до 1972 года. Ровно через 10 лет актёры переехали в нынешнее здание театра.