На встрече акима Северо-Казахстанской области Гауеза Нурмухамбетова с представителями бизнеса обсуждали проблему задолженности по субсидиям для городских пассажирских перевозчиков. Предприниматели утверждают, что долг копится годами и растёт, как снежный ком, сообщает Петропавловск.kz.
Как всё началось: закуп автобусов и субсидии
В 2021 году перевозчики Петропавловска приобрели 100 автобусов марки YUTONG через АО «Фонд развития промышленности». Новый транспорт направили на обслуживание городских маршрутов, признанных социально значимыми и убыточными. Для поддержки перевозчиков заключили договоры о субсидировании. Однако выплаты с тех пор, как уверяют предприниматели, поступают лишь частично.
– Субсидии перевозчикам не выплачивают в полном объёме из года в год. Согласно поданным актам, сумма выплат снижается. В 2023 и 2024 годах перевозчики вновь провели обновление автобусного парка: закупили 31 единицу техники. Соответственно, сумма субсидирования увеличивается, но у нас остаются недоплаты. В этом году ноябрь завершили с неполной оплатой, – сообщил представитель ТОО «KYZYLZHAR BUSES» Наурызжан Исмаилов.
Финансовые трудности региона
Аким области Гауез Нурмухамбетов объяснил, что 2024 год стал сложным для бюджета региона из-за масштабных весенних паводков. На ликвидацию их последствий было направлено 85 млрд тенге – сумма, сопоставимая с годовым бюджетом Петропавловска.
– Значительную помощь оказали меценаты: крупный отечественный бизнес выделил 61 млрд тенге, а из местных бюджетов было направлено 24 млрд тенге на восстановление инфраструктуры и снос аварийных домов. Однако финансовые возможности региона остаются ограниченными. Поэтому помощь перевозчикам из СПК в размере 2 млрд тенге пришлось временно отложить, – пояснил Гауез Нурмухамбетов.
Расчёты городских властей
Аким Петропавловска Серик Мухамедиев пояснил, что в 2024 году на субсидии выделено 2,7 млрд тенге.
— По расчётам, которые предоставили в этом году перевозчики, потери у них составили свыше 600 млн тенге. В рамках обращений мы 363 млн дополнительно выделили. Итого субсидии на сегодняшний день составили 3,63 млрд тенге. На следующий год мы запрашиваем 3,3 млрд тенге, которые перевозчики указали в необходимости, — добавил аким города Серик Мухамедиев.
Тем временем потребности перевозчиков продолжают расти. В этом году были продлены 2 маршрута в микрорайоне Бирлик. Как отметил Наурызжан Исмаилов, для их обслуживания заказали 4 новых автобуса, 2 из которых уже готовы. Однако оплатить невозможно из-за нехватки средств.
Председатель ассоциации «СКО Автотранспортный союз» Галина Семёнова пояснила, что выплаты перевозчикам поступают не в полном объёме – около 70-75% от заявленных сумм.
– Если в январе нам выплатят 100% за несколько месяцев, а не 70%, как обычно, мы сможем рассчитаться с долгами перед СПК. Следующий платёж ожидается в марте. Если не закрыть задолженности сейчас, ситуация будет только усугубляться, – подчеркнула Галина Семёнова.
По её словам, на данный момент перевозчикам требуется, как минимум, 190 млн тенге, чтобы внести первоначальный взнос за новый транспорт и погасить долги.
Гауез Нурмухамбетов поручил в срочном порядке проработать вопрос погашения задолженности:
– Вопрос по 190 млн тенге нужно решить в течение недели. Мы понимаем важность стабильной работы пассажирских перевозок для горожан и предпринимателей, – заверил аким области.
Предприниматели поблагодарили руководство области за открытый диалог и выразили надежду на своевременное решение проблемы с субсидиями.
Ольга Вайтович