29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Страна глухих

Нарушение слуха или полная его потеря – без сомнения, страшный диагноз и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел неслышащего ребенка — одиночество и изоляция. За полноценное существование можно и нужно бороться. Результаты просто впечатляют, когда за дело берутся профессионалы. Наш корреспондент Вера Гаврилко побывала в Северо-Казахстанской школе-интернате для глухих и слабослышащих детей и собственными глазами убедилась, какими талантами славится это учебное заведение.

Глухота – это не изоляция

Для начала – немного статистики. Почти 10% всего населения планеты имеют те или иные нарушения слуха. По оценкам, 500 миллионов человек во всем мире страдают глухотой или имеют проблемы со слухом. 80 % глухих людей и людей с нарушениями слуха живет в странах с низким и средним доходом.
По мнению известного сурдопедагога Эмилии Леонгард, нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Начнем с того, что глухота тоже бывает разная. Дети могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребенок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Это при условии, что с ребенком не работают специалисты.
Бывает, что поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте. Если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабослышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни. В результате дети остаются глухими (или слабослышащими) по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

Такие же, как все

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они также любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»).
Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других.  Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?

«Мы решили не говорить никому, что мы глухие…»

Петропавловская школа-интернат для глухих и слабослышащих детей – заведение, не побоюсь этого слова, уникальное. Прежде всего, по своей внутренней атмосфере, комфортной для ребенка и способствующей не только его социальной реабилитации, но и раскрытию его природных талантов.
Знаете ли вы, что глухой ребенок может прекрасно танцевать, при этом точно попадая в ритм, и даже… петь. Кружок жестовой песни существует в стенах школы уже много лет, и им бессменно руководит Вероника Хаврошина. «Сначала мы с ребятами выбираем понравившуюся песню, а потом я перевожу ее на язык жестов, — рассказывает Вероника. – Зачастую ни один год уходит на то, чтобы достичь идеального результата, чтобы номер был без сучка и задоринки. Но когда видишь глаза детей, понимаешь – усилия того стоят!».
Старшеклассники Асемгуль Есенгазина и Роман Иванов – лучшие «поющие руки» в школе. Специально для автора этих строк ребята исполнили несколько песен. Скажу сразу, что это завораживающее зрелище, от которого невозможно оторваться.
Есть в школе и другой, не менее прославленный коллектив – танцевальный ансамбль «Пульс» (художественный руководитель Марина Сухарева). Неслышащие танцоры участвуют в многочисленных республиканских и международных конкурсах и смотрах, а в этом году «Пульс» получили Гран-при 9-го Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров» в номинации «Народные танцы». «В полуфинал конкурса, который проходил в городе Сочи, попали всего пять танцевальных коллективов, включая наш, — вспоминает Марина Сухарева, — Когда объявили о том, что мы стали лауреатами, девочки расплакались прямо на сцене. Ведь мы договорились не сообщать никому, тем более – жюри, что ребята у нас неслышащие. Об этом члены жюри узнали после того, как во всеуслышание присудили нам победу. Эмоции были нешуточные, причем со стороны жюри тоже!».

«Пульс» просит помощи

Впрочем, эта победа – такая красивая и яркая – принесла воспитанникам Марины Сухаревой новую проблему. Как победителей, ребят пригласили выступить в финале фестиваля-конкурса «Роза ветров», который пройдет осенью этого года в Москве. Проблема в том, что на поездку и проживание в Первопрестольной необходима сумма порядка 7-ми тысяч долларов (в среднем, по 150 тысяч тенге на человека). Основными (и зачастую единственными) спонсорами талантов вот уже много лет являются родители детей. Поскольку папы и мамы совсем не Ротшильды, на сей раз они только развели руками: «Эту поездку мы уже не потянем»… Так что такая желанная для ребят Москва, похоже, превращается в недосягаемый мираж.
Но мы верим, что мир не без добрых людей! Что среди читателей нашей газеты найдутся люди не равнодушные и способные (и материально, и морально) помочь талантливым детям-землякам исполнить их мечту.
Публикуем адрес, телефоны и банковские реквизиты этого учебного заведения.
Детские мечты должны сбываться, вы согласны?

150004, г. Петропавловск, ул. Алтынсарина, 223,
тел. (87152) 366127- директор, (87152) 413631 – бухгалтерия.

«Народный банк»
БИН 440940000012
БИК KKMFKZ2A
спонсорский счёт ИИККZ660704022613271001

Вера ГАВРИЛКО,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *