По статистике 87% жителей Казахстана активно пользуются мобильным интернетом. В марте и апреле гражданские журналисты Петропавловск.kz писали о том, что в сельской местности мобильный интернет доступен в очень слабой степени. Северо-Казахстанская область в числе аутсайдеров по степени проникновения мобильного интернета.
По данным портала Ranking в Казахстане к началу мая текущего года в стране насчитывалось уже 16,1 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету — на 9,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. За последние пять лет показатель растёт в среднем на 7,3% ежегодно.
В секторе телекоммуникаций предприняли множество мер по увеличению доступности интернета для населения. Одна из главных задач в республике — обеспечение доступного интернета в сельской местности, где имеются ограничения из-за отдалённости от крупных городов и развитой инфраструктуры. Напомним: около 41% населения страны проживают именно в сёлах, так что вопрос крайне актуален. Для достижения этой цели в прошлом году был разработан проект «250+», который предусматривает подключение к интернету сёл с населением более 250 человек. Реализация проекта легла на плечи операторов сотовой связи РК. Более того, операторы из группы компаний АО «Казахтелеком» — Kcell и Tele2/Altel — взяли на себя 65% всех расходов на строительство мобильных сетей в таких сёлах. Проект будет иметь скорее социальный, нежели коммерческий эффект.
В целом в 2020 году инвестиции в сфере информации и связи увеличились сразу на 37,2% за год. По итогам же четырёх месяцев текущего года инвестиции в секторе составили 43,4 млрд тг — сразу на 62,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Основными направлениями инвестиций в основной капитал в первом квартале 2021 года стали:
• замена старого оборудования;
• расширение производственных мощностей с целью увеличения числа абонентов;
• инвестиции во внедрение новых технологий;
• прочее.
В сложившихся условиях предприятия телекоммуникационного сектора — в том числе операторы сотовой связи — вкладывают в развитие сегмента в РК колоссальные средства, что способствует общему экономическому росту и имеет большое социальное значение.
В итоге в 2020 году к интернету в рамках проекта «250+» было подключено 928 сёл. В целом проект предусматривает обеспечение мобильной связью и интернетом 1,6 тыс. сёл по всей стране и охватывает более 1 млн сельских жителей. К концу 2021 года проект обеспечит гражданам в сельской местности доступ к современным онлайн-сервисам в области госуслуг, бизнеса, образования, здравоохранения и развлечений.
Один только оператор мобильной связи Kcell в рамках в проекте «250+» к концу первого квартала текущего года подключил к интернету и сотовой связи 639 населённых пунктов. По итогам первого квартала текущего года инвестиции компании в секторе уже составили 2,8 млрд тг — на 7% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В целом по итогам 2020 года инвестиции Kcell достигли 26,8 млрд тг.
Благодаря реализации данного проекта и действиям мобильных операторов РК в 2020 году доля домохозяйств сельской местности, имеющих доступ к мобильному интернету, выросла до весомых 86,9%. При этом в семи регионах страны доля семей, имеющих мобильный интернет, превышает 90%.
По данным Индекса доступности интернета (Internet Accessibility Index), покрытие мобильного интернета в РК составляет уже 96%. При этом цена на него остается одной из самых низких во всём мире.
Казахстанские сёла ожидаемо меняются с появлением доступа к мобильному широкополосному интернету. Скоростное web-соединение позитивно влияет не только на быт, но и, к примеру, на цифровизацию в сфере сельского хозяйства и общую картину занятости сельского населения.
Так, по данным обследования Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2020 году количество предприятий в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, имеющих доступ к сети Интернет увеличилось на 15,7%, до 4 тыс. Доля таких компаний от общего количества отчитавшихся предприятий в секторе достигла 56% (годом ранее — 53%). Получившие доступ к интернету предприятия активно пользуются всемирной сетью для получения заказов на товары и услуги, ведут социальные сети для взаимодействия с клиентами, партнёрами и другими заинтересованными лицами и т. д.
Технологии и интернет становятся неотъемлемой частью жизни населения и бизнеса РК, в том числе в сёлах, что положительно сказывается на общем уровне жизни в стране.
Какие +250? Если в 3х километрах от города нет сотовой связи. О какой программе вы говорите. Связь с каждым годом все хуже и хуже. Куда деньги уходят?