- На территории историко-краеведческого музея рос вековой тополь редкой, немецкой породы. Из-за сильных ветров дерево покосилось и представляло угрозу зданию. Известный в нашем городе скульптор Константин Чайка подарил тополю вторую жизнь в виде влюблённой парочки.
- Все вы не раз прогуливаясь по центральной улице нашего города, любовались этой композицией, которая получила название «Под зонтом». Эта и многие другие скульптуры украшают наш город, добавляя ему оригинальности. Скульптуры окрашены в бронзовый цвет, меня-то этот цвет и заставил подумать, что выполнены статуи из метала, ан нет, это простое дерево, вернее, не совсем простое…
- Дар свыше
- Константин, резчик по дереву, занимается скульптурой с 1990 года, в детстве это начиналось как хобби, и лишь с годами мастерство приобрело профессиональный характер. С 2006 года по сегодняшний день работает в Петропавловске, занимается садово-парко-вой, городской, жанровой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладной пластикой. В его руках оживает всё: и гипс, и бетон, и лёд. Преобразить кусок дерева или льда — это поистине божий дар, которым нужно делиться с окружающими. Вот, Константин и делится. Его труды уже видели в Москве, Перми, Новосибирске и многих других городах.
- По интернету скульптор узнаёт о конкурсах и фестивалях на выполнение лучшей скульптуры, заполняет заявку, отправляет эскизы и ждёт ответного приглашения, ну а то, в свою очередь, не заставляет себя ждать. Так Константин и попал на 4 Международный фестиваль-конкурс парковой скульптуры «Легенды Севера», который проходил с 27 августа по 4 сентября Салехарде. Всего в конкурсе приняли участие 16 скульпторов, приехавших со всего света, были представители и Германии, и Индии, и Исландии, и России, от Казахстана выступал наш земляк Константин Чайка.
- В сжатые сроки, всего 9 дней, когда в идеале работа над скульптурой длится месяц, народные умельцы должны были воплотить свои эскизы в реальность. Константин трудился над композицией «Северная колыбельная». Это образ собирательный, цель изображения которого — вызвать ассоциацию колыбельной, человек, посмотрев на скульптуру, должен был вспомнить свою колыбельную, песню или сказку.
- — Восприятие мира каждого человека начинается с матери, с её колыбельной, которую она когда–то пела. Эта первая легенда в нашей жизни, — говорит скульптор.
- Самое сложное — идея
- Идея — самый интересный и самый сложный этап в работе со скульптурой, дальше начинается обрубовка — это грубая работа, когда убирают всё лишнее, ну а затем уже начинается кропотливый труд с деталями. У каждого мастера есть свои собственные инструменты — это бензопилы, рубанки, болгарки, топоры и стамески. На фестиваль участники привезли лишь самый нужный и компактный инструмент, а бензопилами, например, мастеров снабжала принимающая сторона. Кстати, организаторы конкурса помогали с уборкой территории и точением инструмента, время, выделенное на конкурс, ценилось на вес золота, каждая минута была дорога.
- — Дух соперничества на фестивале, конечно же, был, но всё же мы помогали друг другу, — рассказывает Константин.
- Участники помогали переворачивать, поднимать и опускать бревна, а габариты брёвен впечатляют, только композиция «Северная колыбельная» достигла высоты 3,5 метра! Представитель Германии и вовсе работал вручную, его главным инструментом был топор, а современными средствами он не пользовался. Сила, упорство и несомненное мастерство были доминирующими качествами соперников. «Уровень фестивалей с каждым годом всё сильней», — отмечает Константин.
- По истечению срока конкурса готовые скульптуры расставляли по городу Салехарду. Установка бревна проходила в сопровождении одной из северных легенд: в яму участники кидали серебро, монету. На поверхности серебра стало гораздо больше, чем в недрах земли, и легенда гласит: откуда взял, туда и нужно вернуть, таким образом, умельцы вернули земле не только дерево, но и кусочек серебра.
- Ну и, конечно же, не обошлось без выбора лучших работ. В жюри были художники, заслуженные деятели культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Первое место присудили Москве с композицией «Танец на краю земли», второе место досталось представителю из города Ноябрьск, это на крайнем севере, на третьем месте расположилась Индия с композицией «Спонтанность». Ну а нашего земляка оценили в номинации «Зрительские симпатии».
- Одобрение людей ценится гораздо больше, чем первое место, считает автор композиции. Каждому участнику выдавали дипломы, выполненные на деревянных дощечках.
- Ледовых дел мастер
- Подобные фестивали для Константина не редкость. К примеру, в 2008 году он участвовал в фестивале ледовой скульптуры «И лёд, и снег, и пламень», который проводился в Перми, на этом конкурсе Константин занял 3 место. В Новосибирске в фестивале «Сибирский хрусталь» Константин Чайка получил приз за оригинальность. Лёд, по словам скульптора, самый сказочный, живой, благородный, но, к сожалению, не долгоживущий материал.
- Работа со льдом требует специальной подготовки, к примеру, необходимо несколько пар перчаток, которые не мокнут. Дело в том, что перчатки быстро становятся комом и впоследствии ломаются. Для детальной работы со льдом также необходимы стамески, причём, чем их больше, тем выше качество нюансов и штрихов. От такой кропотливой работы зависит подача образа, а изюминка обязана быть в каждой работе. К сожалению, в нашем городе Константин ещё ничего не делал изо льда, но в ближайшее время он побалует жителей своей работой.
- Петропавловцы уже сейчас могут лицезреть совместные работы Константина и других авторов, выполненные из бетона в Парке Победы, ботаническом саду. Совсем скоро творения Константина Чайки появятся на площади возле торгового дома «Фрегат», именно над её украшением и трудится сейчас мастер.
- Наталья АИТОВА
Северная колыбельная
| 2 347.
Поделиться: