Почему городские власти не спешат пролить свет на будущее города после ратификации протокола об обмене железнодорожными участками между Казахстаном и Россией?
Петропавловск лихорадит слухами и страхами по поводу обмена транзитными железнодорожными участками между Россией и Казахстаном. Петропавловцы вслепую ищут ответы на вопросы, что и кому отдают, чем это обернётся. Городские власти почему-то остаются в стороне от народных переживаний.
Петропавловск – уникальный казахстанский город, на территории которого существует железнодорожная станция российской железной дороги.
До недавнего времени Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги в городе напоминало отдельное государство. На территории одного из самых больших микрорайонов города, названном в народе «Вокзал», одних только объектов соцкультбыта насчитывалось более двухсот.
Были свои детские сады, школа, дом культуры, стадион, профилакторий, жилые дома, общежития, даже собственная телефонная станция, собственные инженерные коммуникации — словом, всё, что необходимо для полноценной жизни горожан, работавших на железной дороге. Термин «железнодорожный» по поводу любого их этих объектов всегда прочно ассоциировался с понятием «лучший».
В кризисные девяностые, когда город погружался в хроническую мглу и мерзлоту, только на «Вокзале» было бесперебойное освещение и горячие батареи.
За годы независимости практически вся инфраструктура российской железной дороги, не участвующая в производственном процессе предприятия, по решению правительств России и Казахстана передана в собственность казахстанского Петропавловска.
Сейчас на предприятиях Петропавловского отделения дороги работает больше пяти тысяч человек, родственник–железнодорожник есть практически в каждой городской семье.
Но для Петропавловского городского акимата местная железная дорога, похоже, так и осталась отдельным государством.
Согласились на обмен
21 мая 2009 года Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждения и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года, в соответствии с которым будет совершён обмен транзитными участками железных дорог одного государства, но расположенными на территории другого. Протокол уже ратифицирован Российской Федерацией и сейчас находится на ратификации в Парламенте нашей страны.
Недавнее скупое заявление вице-президента «Казахстан Темир Жолы» Ермека Кизатова о том, что процедура обмена по Протоколу будет завершена в ближайшие месяцы, в Петропавловске мгновенно обросло массой слухов и домыслов.
Коснётся ли обмен Петропавловска, кому будет отдан участок дороги, что ждёт сегодняшних сотрудников отделения, изменится ли движение поездов через станцию — эти вопросы сегодня волнуют, наверное, каждого петропавловца.
Журналистский запрос по этому поводу был направлен в администрацию города. Но ответа так и не последовало.
Ждать «сюрпризов»?
Пётр МЕЛАШЕНКО, начальник дочернего предприятия «Петропавловское отделение» Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Южно-Уральская железная дорога» Министерства путей сообщения РФ, сообщил, что после ратификации Протокола казахстанской стороной имущество станций Петропавловск, Булаево, Карагога, Ганькино, Токуши, Кондратовка, Мамлютка, находящихся в Северо-Казахстанской области, будет передано в собственность РФ.
«Мы сейчас являемся подразделением российских железных дорог и после ратификации Протокола и обмена участками будем являться подразделением РЖД. Работаем на территории Республики Казахстан, подчиняемся законам этой страны и будем жить по её законам. По сути, поменяется лишь форма собственности на имущество, может поменяться организационно-правовая форма предприятия, и только», — говорит Пётр Мелашенко.
По его информации, смена собственника не отразится на численности штата, соцпакете сотрудников отделения и цене на железнодорожные билеты на этих станциях.
Участок протяжённостью около 4 км от входного светофора станции Петропавловск в направлении Кокшетау (перегон «Петропавловск – Жанатурмыс») будет возвращён Республике Казахстан, в дальнейшем — АО «НК КТЖ».
Каково будущее этого отрезка дороги в черте Петропавловска – уже разговор не в компетенции Петропавловского отделения РЖД. Представительства «НК КТЖ» в городе нет, поэтому его перспективы остаются загадкой.
Сергей СМИРНОВ