Погодинцы показали новую интерпретацию «Алых парусов» на фоне умершего моря
Похоже, слово «Удивлять!» – творческое кредо молодого режиссера Тимура Каримжанова, выпустившего недавно премьерный спектакль с интригующим названием «A_Soul». В прошлом театральном сезоне Тимур ошеломил неискушенную петропавловскую публику крутым авангардом по пьесе модного московского драматурга Ивана Вырыпаева, а нынче удивил новым прочтением старой-престарой сказки Александра Грина «Алые паруса».
Новая Ассоль ждет свою Мечту на берегу высохшего Аральского моря, в окружении спившихся рыбаков, бодро рапортующих заезжим чиновникам о перевыполненных планах по вязанию сетей. По ходу действия абсурд крепчает, достигая критической отметки, и традиционный хэппи-енд представляется лишь плодом воспаленного алкогольной интоксикацией мозга. Какие, к черту, алые паруса в исчезнувшем с лица земли море?..
Злой рок писателя
Александр Грин, автор самой лирической «лав стори» 20-го века, прожил яркую и, увы, мученическую жизнь. Юношу из дворянской семьи неудержимо влекла к себе «изнанка жизни» с ее характерными типажами и роковыми испытаниями. Юный Грин бредил морем и мечтал устроиться матросом на корабль, но случилось так, что морскую карьеру ему пришлось начинать… бродягой в одесских прибрежных притонах. Потом были месяцы плавания на судне, курсировавшем по маршруту Одесса – Батуми- Одесса. Грин перепробовал великое множество профессий: был матросом, рыбаком, чернорабочим, лесорубом и даже… золотоискателем на Урале. Затем была служба в пехотном батальоне, где любознательный и охочий до впечатлений парень познакомился с революционерами. Неугомонный Грин тут же перешел на нелегальное положение и с головой ушел в революционную работу. За пропаганду среди матросов Севастопольского порта он был арестован и два года провел в тюрьме строгого режима. Пытался бежать, но был пойман.
Повесть-феерия «Алые паруса» — самое известное произведение Александра Грина – была написана в тяжелейшие годы гражданской войны. Прообразом легендарной Ассоль стала жена писателя Нина Грин. Они трогательно любили друг друга, но их счастье оказалось скоротечным. Писатель тяжело заболел и умер в 1932 году в возрасте 51 года. Его муза надолго пережила автора «Алых парусов». Такое чувство, что злой рок преследовал Александра Грина и пос-ле смерти. В разгар борьбы с безродными космополитами писателя посмертно обвинили в буржуазном космополитизме. Его произведения были преданы забвению на целых десять лет, вплоть до самой «оттепели», когда друзья Грина — Константин Паустовский и Юрий Олеша — отстояли его возвращение в большую литературу. С тех пор «Алые паруса» печатались только миллионными тиражами.
Соль и Море
Чем же объясняется феноменальный успех такой простой, казалось бы, сказки со счастливым концом? Повесть была успешно экранизирована, по ее мотивам поставлены десятки спектаклей, мюзиклы и даже рок-опера. Образ трогательной Ассоль вдохновлял и продолжает вдохновлять музыкантов, поэтов и художников. В чем же секрет такой фантастической популярности? Я думаю, не только в потрясающей по красоте символике повести Грина, не только в проповедуемых ею высоких идеалах человечности, но и в особом нерве произведения. Писателя самого жизнь гнула в бараний рог, что такое враждебно настроенная среда он знал не понаслышке. Школу выживания Грин проходил и в бандитских притонах, и в одиночных камерах строгого режима, в «террариуме творцов-единомышленников» писательского сообщества. Но он везде отстоял право быть самим собой.
Мне представляется, что вот этот тонко вибрирующий на всех ветрах нерв роднит прекрасную повесть Александра Грина и постановку погодинцев с довольно претенциозным названием «А_Soul» (именно так, латинским шрифтом с нижним подчеркиванием). Несомненно, со стороны режиссера-драматурга здесь читается попытка докопаться до смысловых многозвучий. На английском soul, как известно, — «душа». К тому же слово вызывает стойкие ассоциации с одноименным направлением популярной музыки чернокожих американцев, — музыки, отличающейся большой эмоциональностью, меланхолией, отчаянием и… вместе с тем — внутренней силой. К тому же, само имя гриновской героини созвучно трагедии Арала: соль, соленость, слезы.
Соль «добила» Арал. Обмеление моря неизбежно привело к тому, что концентрация соли в его водах стала критически высокой. Арал превратился в крутой рассол, в котором не могли выжить рыбы и другие обитатели. Ученые озвучили данные, что солёность воды в Малом Арале увеличилась вдвое, а в Большом Арале – вообще в десять раз. Самое страшное, что от экологической катастрофы пострадали, в первую очередь, самые незащищенные – женщины, дети, малоимущие жители. В регионе зафиксирована самая высокая детская смертность среди стран СНГ и высокий уровень материнской смертности. Люди стали умирать от забытых когда-то болезней: тифа, туберкулеза…
Море ушло, и вместо него пришла Соль, уничтожающая все живое на своем смертоносном пути.
Все девочки мечтают о капитане
Интерпретация повести Грина режиссером Тимуром Каримжановым – это, по сути, «два в одном» – романтическая «лав стори» и остросоциальная коллизия с вкраплениями гротеска и сатиры. Постановщик перенес действие на берега высохшего Аральского моря, в бывшую рыбацкую деревушку, жители которой от безнадеги почти поголовно пьют горькую и, вероятно, по инерции вяжут сети. Зачем они это делают, бывшие рыбаки вряд ли смогут объяснить членораздельно, — все равно никто из них не верит в возвращение Моря. Ну или почти никто, за исключением девочки Ассоль (актриса Татьяна Терлецкая), дочери старого моряка Лонгрина (актер Анатолий Наргеленас). Девочку в деревне считают чокнутой, но безобидной. Чокнутой и безобидной считали и гриновскую Ассоль.
Главная героиня в исполнении Татьяны Терлецкой, бесспорно, одна из удач новой постановки. Образ решен, главным образом, через пластику, отражающую душевные метания героини. Ассоль физически беззащитна перед любым проявлением агрессии и людской злобы, но внутри у нее удивительно крепкий стержень, который не так-то просто сломить. Именно это ее качество, как мы помним из повести, вызвало интерес к странной девочке со стороны капитана Грея. Кстати, о капитанах. Все девочки, живущие на морском побережье, мечтают, чтобы в них влюбился капитан – сильный, благородный, мужественный, надежный. И Ассоль — не исключение. Да вот только образ Грея в исполнении Романа Лахтина, как мне показалось, изрядно не дотягивает до канонического идеала. Грей в интерпретации Лахтина получился, скорее, хулиганистым разболтанным подростком. Вслед за Станиславским хочется вскричать: «Не верю! Не верю, что Ассоль может влюбиться в такого!».
Но как бы то ни было, мезальянс состоялся. В финале галантный капитан предстает перед публикой в лихо намотанном белом шарфе и капитанской фуражке, — более, чем прозрачный намек на Остапа Бендера. На мой взгляд, с такими намеками надо бы поосторожней, ведь всем известно, чем заканчивались матримониальные планы великого комбинатора. Как бы бедняжку Ассоль не постигла печальная участь мадам Грицацуевой…
А вот актрисе Ирине Пашкиной удалось своей игрой пробрать зал до костей. Ирина играет вдову моряка, своего рода предводительницу всех поселковых маргиналов. Этакая «рыбачка Соня», грубая и резкая, правда, со своей трагедией. Сцена, когда героиня Пашкиной выходит ночью на берег умершего моря и тоскует о своем давно потонувшем муже и не сложившемся женском счастье, а потом прячет рваные сети под тельняшку, имитируя беременность, — пожалуй, самая сильная сцена во всем спектакле.
Хочется отметить работу балетмейстера Жанны Темирбаевой. Жанна и Тимур уже не первый раз работают вместе. Совместным дебютом для них стал авангардный спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Кислород», поставленный в прошлом сезоне. И если тогда, как мне показалось, хореография своей мощью и напором просто глушила многие режиссерские ходы, то на сей раз творческий тандем Каримжанов-Темирбаева достиг определенной точки взаимопонимания, в результате чего пластика легко и органично вплелась в единую ткань спектакля, обогатив постановку новыми красками и полутонами.
Новый спектакль ценен тем, что он апеллирует, в первую очередь, к мозговым чакрам зрителей. Тимур Каримжанов и его команда отважно (а в чем-то даже весьма провокационно) вызывают зрителя на ответный диалог, заставляя задуматься о своем месте в этом порой несправедливом и злом мире. И один в поле – воин, если ему есть за что сражаться и что защищать.
Воин ли вы, уважаемый читатель? Или, может, вы – один из тех, кто на правах члена стаи исподтишка кидает камни в героя, шипя ему в спину, что он сумасшедший, и Море никогда не вернется? Граница между Добром и Злом расчерчена, и только вам решать, в чью армию записываться, с кем вам по пути.
Но если вы еще колеблетесь, то, пожалуй, сходите в театр имени Погодина на спектакль со странным названием «A_Soul». Возможно, там вам дадут подсказку?
Вера ГАВРИЛКО
Здравствуйте, меня интересует музыкальное сопровождение в спектакле..Вчера ходили со школой на него. И очень понравилась песня, жанра Dupstep, песня играла в момент когда колдун обешал Асоль что за ней приедет капитан. вроде тогда. умоляю помогите))