В этом году исполняется 50 лет с окончания Петропавловского педагогического института имени К. Д. Ушинского группы физиков СФ-30-66.
Группа СФ-30-66 была основана в 1966 году. Конкурс был большой — три человека на место. Вступительные экзамены проходили по 5 дисциплинам: физика, математика письменно и устно, химия, русский язык и литература. Экзамены были очень сложными. Заявления подавали порядка 80 человек, а к концу последнего экзамена возник недобор. Объявили конкурс из абитуриентов, которые не прошли по конкурсу с оценками (4 и 5) из других технических вузов. Всего было набрано 27 человек. Учиться было очень трудно. Если не сдал за сессию один экзамен, то давали неделю на пересдачу, если не пересдал, то отчисляли. Стипендию давали только тем, кто на экзаменах получал «4» и «5».
В 1967 году в эту группу попал К. М. Макашев. Учиться он начал в 1962 году после окончания школы-интерната №2 г. Петропавловска. Как пишет Макашев К. М.: после окончания 1-го курса я был призван в ряды Советской Армии. В то время был дефицит юношей, родившихся в годы войны, и отправляли на службу студентов 2-х и даже — 3 курсов вузов. Служить пришлось три года. Конечно, после такого перерыва трудно было войти в учебный процесс и снова сесть за парту. Спасибо преподавателям и однокурсникам, которые отнеслись ко мне с пониманием, поддерживали, помогали.
Воспоминания Макашева
Хорошо помню из наставников Слепцова И. К. и его супругу Серафиму Петровну, Новосельцева В. А., Мейзер К. И., куратора группы Л. Никитенко. С группой мне очень повезло. А. Альберт, Стагнеев Анатолий, Антипов Сергей, Жилкин Владимир, Лариса Гурская, Наталья Михалёва, Жанна Кожамкулова, Суслов Владимир, Досанов Руслан и все остальные весёлые и добрые ребята, которые всегда поддерживали друг друга и меня в трудных ситуациях.
Один семестр группа помогла мне стипендией, этого никогда не забыть!
После окончания института многие из них работали в системе образования. Александр Альберт долго жил в селе Явленка и работал заведующим отдела образования, сейчас он живёт в Германии. Руслан Досанов работал в ПТУ, сейчас живёт в Германии, Наталья Михалёва — в школе №41, Суслов Владимир работал директором средней школы №21, сейчас живёт в Российской Федерации.
Стагнеев Анатолий начинал учителем физики, потом работал завучем в школе, преподавателем СКГУ и ж/д колледже преподавателем спец дисциплин. Коллеги, ученики, студенты отзывались о нём, как о замечательном преподавателе, знающем досконально все аспекты преподаваемых предметов. За изобретение по электронике он получил патент и несколько рационализаторских предложений.
К сожалению, некоторые однокурсники покинули этот мир в расцвете сил.
Я сам 28 лет отдал любимому делу — преподавал физику, астрономию, черчение. Работал в основном в Астраханской средней школе. Поскольку я был офицером запаса, то параллельно 10 лет работал военным руководителем этой школы. До сих пор вспоминаю замечательное время — студенчество, своих однокурсников. Какое прекрасное время мы прожили, будто это было вчера!
Воспоминания Стагнеева
Я поступал в институт после физико-математической школы, куда был направлен знаменитым в то время математиком Богомоловым А. П.
Занятия вёл у нас Новосельцев В. А. В институте у нас он вёл математический анализ «дифференциальное и интегральное исчисление», а дальше «методы математической физики». Физику мы изучали по особой программе. Мы любили ходить на лекции к Новосельцеву В. А. Всё, что он говорил — записывал на доске, это очень помогало в обучении, но на экзамены мы ходить боялись. Он мог начать экзамен в 8 и закончить в 12 ночи. Пока не проверит знание учебника от корки до корки — не отпустит! Аналогично проводил экзамены по предмету «квантовая механика» Косилов М. С. Он мог начать экзамен даже в 7 часов утра!
По программе очень много уделялось внимания не только знаниям предметов, но и методике преподавания физики. Методику вёл у нас Слепцов И. К. После 1-го курса нас направили проходить практику «в пионерские лагеря». Там мы изучали возрастные особенности детей. В течение месяца мы работали с ребятами, после практики мы писали отчёты.
Практика оплачивалась, это было хорошим материальным подспорьем. Что интересно, после сдачи вступительных экзаменов и зачисления в институт, группу отправили на уборку урожая в с. Белоградовка Тимирязевского района, на следующий год в с. Ивано-Петровка. Разгружать машины с пшеницей приходилось плицами, подъёмников тогда не было!
Очень уставали, но поужинав и отдохнув, шли на танцы, как будто не работали целый день! Ссор между нами и местными ребятами никогда не было. Конечно, знакомились, дружили, как обычно среди молодёжи. Люди лучше узнавали друг друга. За работу получали зарплату! Разговоров хватало на целый год.
После 3-го курса мы уехали в «строй отряд в с/з «50 лет Казахстана». Строили контору и жилые дома. Жили в школе, готовили повара из нашей среды. Впечатлений очень много!
Кроме всего этого на 2-м курсе была педагогическая практика в школах на базе 8-9 классов, а на 3-м курсе на базе 10-11кл. Готовили и давали уроки, после делали детальный разбор, указывали недостатки и положительные стороны урока. По окончании практики писали полный отчёт в виде курсовой работы. В 10 и 11 классах одновременно проходила практика и по воспитательной работе.
В целом готовили из нас физиков основательно. По праздникам проходили вечера, отмечали в группе дни рождения. Самым волнующим событием была сдача государственных экзаменов и вручение дипломов. Сдали все на «хорошо» и «отлично»!
По распределению меня оставили в г. Петропавловске, а остальных распределили по районам СКО. От группы осталось 14 человек, плюс один пришёл после академического отпуска.
Для справки
Институт был основан в 1937 году постановлением СНК Казахской ССР в качестве учительского института. В 1945 году ему было присвоено имя известного педагога 19 века К.Д. Ушинского. С 1 июня 1955 года учительский институт реорганизован в педагогический институт. Институт имел три факультета: русского языка и литературы, физико-математический и географический. В 1963-1964 г.физико-математический факультет организовал юношескую физико-математическую школу для 2 групп школьников города — одна для учащихся 9 классов, другая — для 10-11классов. Школа была организована М. А. Манукьяном, В. А. Новосельцевым, В. А. Рабиновичем. Первоначально в школе занимались 36 человек. Физико-математический факультет вёл подготовку учителей физики и математики только по дневной форме обучения. В 1994 году на базе Петропавловского педагогического института был открыт Северо-Казахстанский университет (СКУ). В 2001 году ВУЗ получил статус государственного и стал называться Северо-Казахстанский государственный университет. 30 мая 2003 года университету было присвоено имя учёного-историка академика Манаша Козыбаева.
Да, Советская система образования была лучшей в мире. Небыло всяких ЕНТ, ЕГЭ. Люди получившие знания в этот период эрудированны и грамотны, особенно учителя.
Умели раньше по настоящему не просто научить профессии, а воспитать человека как личность, это не нынешнее образование с коим я тоже успел пересечься. Застал те времена когда за прогул одной пары могли лишить стипендии на пол года, и ни дай Бог чего-нибудь не сдашь в срок это вобще катастрофой пахло. Авторитет преподавателей был незыблем. Не знаю как другие, а я на всю жизнь выработал самодисциплину и даже когда есть возможность не даю себе расслабляться, а самообразование и исследование стало стилем жизни.
Я очень горжусь своим отцом!! Он всю свою жизнь посвятил педагогике, работал с молодыми поколениями. Всегда был честным и, что немаловажно, корректным на своих уроках. Я горд и счастлив, что мне выпала честь быть его сыном и учеником во всё. Спасибо ПАПА!!!!
Я тоже окончил спецотделение физики физмата ПГПИ в 1971 году.Перечисленные преподаватели учили и нас.Особенно запомнился Валерий Александрович Новосельцев,который разжевывал математический анализ.А еще в 1969 году дополнительно ввели спецкурс «Моделирование»,который вел соавтор учебника «Курс физики» Г.К.Карпинский.Помните,Перышкин,Крауклис,Карпинский были авторами учебника физики для средней школы.У Г.К.Карпинского есть еще книга «Физика и жизнь».Короче,физику и матанализ преподавали основательно,особенно много было занимательных демонстративных опытов по курсу средней школы.Я Г.К.Карпинского на выпускном пригласил в гости на бешбармак и он с отцом,участником ВОВ всю ночь провели в беседе за столом под «сто грамм».Да, хорошие были времена.Кстати,после окончания института год преподавал физику в Архангельской средней школе Жамбылского района.