Муж собирается на курорт. И – вот ненормальный! — берет с собой жену. «Ха! В Тулу со своим самоваром!» — ехидничают приятели, даже никогда не бывавшие в этом городе мастеров. Мало кто задумывается о происхождении пословицы, но смысл ясен всем. Нечего везти с собой то, что без труда можно найти на месте приезда. Например, дам лёгкого поведения достаточно в местах отдыха, и не обязательно в Туле, а, к примеру, в Жанакоргане, рассказывает обозреватель информационного агентства Петропавловск.kz.
Помню почтенную апашку, сидящую прямо на земле посреди кызылординского базара «Самаур! Самаур! Ташкент бар! Тула бар!» Рекламный «ролик» был ясен без перевода. Я спросила о цене и удивилась: чумазый тульский старец с кривой трубой стоил на порядок дороже блестящих ташкентских электрических собратьев. Чем провинились соседи узбеки? Апа тут же разъяснила: электричество, что, сейчас оно есть – через час отключат! Это было время энергетического кризиса, когда почти у каждого подъезда или прямо балконе ставили печурки и угольные самовары. Вот и поднялся в цене туляк с помятыми боками! Оказалось, он с давних пор служил семье в дальнем жалагашском ауле, путешествовал по пустыням вместе с отарой.
«Старинный! Видишь – медаль на крышке! Антиквариат! Целый бедро бода греет!»
Я знаю, везде для такого можно найти щепки, обломки саксаула. Плохо горят дровишки — можно сапогом подкачать воздух в трубу. И зашумит семейная реликвия! Какие-нибудь полчаса – и готово ведро кипятка. На вьюшке согреется заварка. Красавица невестка, а может, и токал, опустив долу очи, перенесет сияющий медными боками самовар на дастархан и станет наливать чай в крошечные пиалушки. Понемножку – с уважением. Заправит темно-красный напиток топленым молоком или сливками. Совсем как англичанка! Известно ведь, что чай с молоком пьют лишь на Британских островах и в Казахстане.
Ах, если б знала наша образованная продавщица самоваров, сколько стоит сейчас такой медный самовар с медалями на его родине — в Туле или в магазинах в Москве! Убежала бы с ним с базара и спрятала свой антиквариат получше! Здесь те, кто это знает, открывают специальные салоны и торгуют реликвиями по бешеным ценам. Видимо, бизнес этот совсем не провальный. Даже на трассе «Крым», рядом с заповедной Ясной Поляной, вместо фанерного пионерлагеря красуется теперь Парк-отель «Грумант». Реклама гласит: «У каждого есть возможность познакомиться с коллекцией, которая постоянно пополняется новыми уникальными предметами». Это тот самый Грумант — маленькая деревушка, собственность Льва Николаевича, куда ходил он гулять и ездили на телеге пить парное молоко прямо из-под коров его малые детки под руководством гувернеров. Как на джайлау! Знал бы классик, как нынче используют его бренд новые русские! Он был мудрец, но не лавки-отели открывал, а землю пахал, крестьян лечил, дома погорельцам строил. Нет, не пойдем мы в Парк–отель (под кустами там спят гости, что ли?) знакомиться с уникальными предметами! Еще покупать придется какой-нибудь уникум. А откуда у простого пенсионера или его гостей из Казахстана от 50 000 до 450 000 рублей? А могут запросить и больше.
Мы пойдем в центр Тулы, туда, где красуются башни кремля и прямо рядом с главной из них стоит небольшой серый особняк с колоннами, который народная молва называет домом царя Александра (неизвестно, какого по номеру). Якобы маленький дворец был специально построен к его приезду, когда будущий царь был ещё наследником. На самом деле, в этом доме до революции было нечто вроде дворца культуры имени отца последнего императора России, потом разные учреждения и лишь в 1990 г. здесь открыли музей «Тульские самовары». Он небольшой – всего три зала, очень уютный. В нём пахнет чаем, кофе и другим местным раритетом — пряниками. Это бабушки — смотрительницы угощаются на досуге. В его залах, кроме витрин с самоварами и чайными сервизами, могучие купеческие буфеты, монументальные кресла из чёрного и красного дерева. Так и кажется, что попадаешь во времена А. Островского, а может, и в более старинные.
Здесь можно узнать, как возник этот уникальный промысел на Тульских оружейных заводах. Мастера, чтобы иметь дополнительный заработок, делали дома множество разных мелких металлических вещей. Знаменитый далеко за пределами Тульского края ученый 18 века А.Т. Болотов, хранитель усадьбы сына Екатерины Второй и Г. Орлова — графа Бобринского — возмущался, что по Туле пройти нельзя: торговцы суют всякие ножнички-пилочки-шкатулочки. Такой уж издавна был этот город – мастеровой!
Кто придумал «чайный прибор» (он же – чайная машина), истории неизвестно, рассказывают экскурсоводы. Нечто подобное было известно в Китае, но приборы служили не для приготовления чая, а рисовой каши. В России же самовары появились одновременно в нескольких промышленных городах, впервые — на Урале, а потом и в Туле. Именно здесь уже в 18 веке их выпускалось больше всего. Это был семейный бизнес и передавался от дедов – к внукам и далее по генеалогическому древу до самого ХХ века. Документально зафиксировано первое в Туле самоварное производство. Оружейник Федор Лисицын в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами. Он открыл чайное заведение, а сыновья сделали для него первый самовар. Так и пошло. Среди уникальных образцов конца XVIII в. есть в музее «сбитенник» — предшественник самовара, сосуд для приготовления сбитня (напитка из трав, пряностей, меда) и самовар первой тульской мастерской Лисицыных. Их изделия более века славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Изделия первой половины XIX в. представлены образцами фабрик Сомовых, Маликовых и др. Каждый из них оформлен в стиле своего времени. Есть здесь и классика, и барокко, и модерн.
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. Так, Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000—1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля, из красной меди — 90 рублей за пуд. Конкуренция была немалой, поэтому каждый мастер старался сделать нечто особенное. А кроме самоваров, на фабриках делали множество, как мы сказали бы теперь, сопутствующих предметов: сахарницы, сухарницы, подстаканники, щипчики для колки сахара. Ведь этот тогда очень дорогой продукт выпускался в виде большого конуса, обернутого синей бумагой. Его кололи щипчиками на мелкие кусочки и подавали только в богатых столах. Помните, как показывали в фильмах купцов? Бережно, с блюдечка, положив в рот кусочек сахару, тянут они чай с блюдечка. А чайные сервизы тогда же стало модно иметь не только в царских дворцах.
Долгая жизнь самовара связана с главной его задачей — приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых дорогих, но любимых, а чаепитие — традиционным ритуалом приема гостей. Появились настоящие чаеманы.
Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать…»
Может, поэтому в Казахстане так много талантливых людей, что у нас тоже существует настоящий культ чая? Правда, «Войну и мир» пока еще никто не написал. Наверное, пока мало чаю выпито.
Сейчас мы ездим в поездах и даже летаем самолетами, если деньги позволяют. А в прежние времена – сани или телега! Тот же Л.Толстой от своей Ясной Поляны до Москвы (два-три часа на автомашине!) добирался трое суток. А это ночевки в поле, прямо в стогу сена или в придорожных домишках-станциях. Как тут без самовара! Вот и брали его с собой вместе дорожными приборами. Миниатюрные водогреи — иногда на пару стаканов воды — возили в своих сундучках-погребках путешественники, офицеры, чиновники, скакавшие в самые отдаленные края России «по казенной надобности», т.е. в командировки. В музее есть несколько таких погребков. А семейный самовар более двух веков был символом достатка, изобилия. Примерно, как нынешний телевизор или холодильник. Его изображали художники. Вспомним красавиц купчих Кустодиева или «Чаепитие в Мытищах» Перова.
Хитрый агрегат сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо — водогреи».
«Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний — и сразу же: «Самоварчик?» А он уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, как домашнее желтобрюхое божество. И угощение на скатерти — свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке…».
Спрос на него был так высок, что в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. А ведь были фабрики и в других городах. Купцы скупали изделия прямо на фабриках и развозили их по стране. В Казахстане, с его кочевым бытом, быстро оценили достоинства «самаура». Примерно тогда же появились леденцы – кампит и сахарные головы, привозимые отсюда же, из Тульской губернии. Ведь здесь впервые в России внук Екатерины Второй граф Бобринский (их было пятеро – потомков императрицы и Орлова) наладил производство сахара. Может, и сейчас где-нибудь в юртах или в кухнях добротных домов пыхтят детища тульских мастеров, украшенные медалями – своеобразным знаком качества. Ведь так украшать могли свои изделия только владельцы фабрик, получивших награды на выставках. Чем больше знаков отличия, тем престижнее самовар.
В конце XIX — начале XX века появляются новые типы самоваров — керосиновые. Их делали только в Туле на фабрике русского подданного — англичанина Рейнгольда Тейле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе, где в то время добывали нефть и гнали из неё керосин, который, как нынче газ, продавался и за границей. Потом появились паровые самовары, на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» писала о паровых самоварах «Паричко» как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. На музейном экспонате есть клеймо: «Самовар Паричко». Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°». Вот видите – настоящее СП – совместное предприятие! Есть тут самовар «Карета», «Паук», «Шар» и многие другие изысканные произведения умелых рук тульских мастеров. Кажется, каждая знаменательная дата отмечена ими оригинальным самоваром. Все эти ноу-хау прошлых веков можно увидеть в залах маленького тульского музея.
Самоварное производство Тулы второй половины XIX — нач. XX вв. в музее представлено «Товариществом паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева в Туле» — одной из самых крупных и известных тульских фабрик. Среди наиболее уникальных изделий фабрики — 5 миниатюрных самоваров, подаренных в 1909 г. от Баташевых детям императора Николая II. Эти фабриканты и меценаты оставили о себе добрую память. Они жертвовали деньги не только на храмы, а помогали школам, приютам, больницам. Их дома, где размещались самоварная и пряничная фабрики, и сейчас украшают город. Только теперь в них не самоварное производство, а жилье для рабочих.
Любопытный исторический факт: в свободное от руководства самоварным производством время миллионер В. С. Баташев выращивал экзотических кур, чем был известен среди коллекционеров–куроводов.
Самовары советского периода 20 — 40 гг. представлены интересными образцами: ваза «Турецкий кальян», самовар-ваза — подарок С. И. Степанову, директору Тульского патронного завода в 30-е годы; самовар 1949 г. — к 70-летию И. В. Сталина.
Отдельная экспозиция знакомит с продукцией машиностроительного завода «Штамп» им. Б. Л. Ванникова, единственного завода Тулы, выпускающего самовары и сейчас. Здесь представлены образцы жаровых, электрических комбинированных, а также самоваров с художественной росписью, выпущенных в различные годы. Вообще-то, на «Штампе» делаются не только самовары. Это известное оборонное предприятие — бывший патронный завод. Ясно, что там штамповали? А самовары, так — всего-навсего попутный продукт. В 60-е гг.. здесь же начали выпускать самовары-сувениры «Ясная Поляна». Помнится, маленькие, размером в стакан, самоварчики продавались во всех сувенирных отделах СССР и стояли в сервантах во многих домах. Есть они и в музее. Но у них имеются соперники: малыши размером с наперсток. Уверяют, и в них можно вскипятить воду. Сейчас в «Штампе» действует свой заводской музей самоваров, в котором более 400 экспонатов. Знаменита в городе и частная коллекция самоваров различных эпох, фабрик и географии Михаила Борщёва. В коллекции свыше 400 экспонатов. А зародилась она, как и многие коллекции, на развалинах старого жилья. Переезжая в хрущёвки с газом и горячей водой, люди бросали «старье» в мусор. И только умные ценители старины, такие, как Борщёв, подбирали дедовские агрегаты, бережно восстанавливали их. Кто-то теперь делает на раритетах деньги, а кто-то, как М. Борщёв, хранит памятники прошлого для потомков и дарит музею редкие экземпляры. Так ведь и родился музей самоваров – из даров коллекционеров.
В последние годы в Туле заметно оживился интерес к истории. На двух старейших кладбищах города работают энтузиасты-ученые и студенты двух тульских университетов. Ими выявлены старинные усыпальницы знаменитых туляков, в том числе, фабрикантов – самоварщиков, чьи роскошные памятники, бывает, выполнены в форме самоваров. Уже не сухие листья и обломанные сучья – символы конца жизни — украшали в 19 веке их саркофаги, а беломраморные кресты или фигуры святых.
Сейчас расчищены аллеи, обновлены ограды старинного погоста и воинского мемориала в память о защитниках города. Ведь Тульский рабочий полк и отряды НКВД в 1941 г. не пропустили фашистов к Москве.
Вот столько можно узнать о знакомом предмете, посетив маленький музей самоваров! А если еще попасть на выставку, какие часто устраивают его работники, то можно увидеть раритеты из разных стран и городов! Например, самовар семьи Есенина, Юрия Никулина, французское стекло и фарфоровые изделия.
Сейчас в Туле можно купить самовар в каждом магазине, хотя цены на них и кусаются. К тому же этот промысел кормит ещё художников и студентов. Они разрисовывают яркими лаками металлические бока электрических самоваров и имеют с этого свою копеечку. Их охотно покупают в подарок юбилярам. А потом цветастый красавец, украшая дом, стоит где-нибудь на серванте. Чай-то ныне редко пьют из самоваров. Но не везде. В Казахстане, например, самовар во многих домах – по-прежнему султан на столе.
И на всю статью — ни одного антисоветского высера. Даже странно как-то. Или это кто-то другой писал?
Как всегда очень интересно. Спасибо за статью!