Больше года гражданский журналист Куат Керей боролся за свои права как потребитель. Он смог добиться, чтобы столичная стоматология вернула ему деньги за якобы бесплатную процедуру, передает Петропавловск.kz.
Каждый из нас является потребителем какой-нибудь услуги или товара, поэтому защита прав потребителей касается каждого гражданина. В Казахстане это регламентируется «Законом о защите прав потребителя». Но насколько он соблюдается, и что грозит нарушителям попытался разобраться Куат Керей.
В феврале прошлого года он обратился в стоматологию , где сделал платный панорамный снимок, после чего попросил, чтобы ему рассказали о состоянии зубов. Рентгенолог сказал, что после снимка диагностика будет бесплатной, однако на выходе с пациента потребовали 3000 тенге за консультацию.
В рекламе данной стоматологии на 2гисе указано, что диагностика бесплатна. Это является нарушением Закона Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II “Реклама независимо от формы или используемого средства распространения, размещения, включая сферу, должна быть достоверной».
Однако девушка на ресепшене тоже не предупредила пациента, что консультация будет платной.
Хотя по закону “Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге)”.
— Я заплатил им, но предупредил, что доведу дело до суда, так как они навязали мне платную услугу обманным путем, — рассказывает Куат.
Забегая вперед, скажем, что суд согласился с доводами истца и обязал вернуть деньги, судебную пошлину и выплатить моральный ущерб в размере 10 000 тенге.
Ну а теперь по порядку, от первого лица.
После того, как я решил пройти все этапы, я вернулся в стоматологию, чтобы зафиксировать на видео мои претензии к стоматологии и выслушать их аргументы, чтобы в суде иметь доказательства.
Затем обратился в комитет по защите прав потребителя, откуда меня наравили в департамент по защите прав потребителя. Но там мне сказали, что предварительно я должен подать досудебную претензию и подождать их ответа в течение 10 рабочих дней. Я так и сделал. Не получив никого ответа от клиники, я вернулся и на видео зафиксировал, что моя претензия была принята. Вернувшись в департамент, я написал заявление и подождал еще две недели для получения официального ответа.
Так как в Казахстане действует мораторий на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъектов малого бизнеса, департамент мог лишь попросить вернуть мне потраченные деньги.
На что клиника дала свое согласие, но мне об этом не сообщили. После получения официального ответа от департамента я стал готовиться к суду. Нанимать адвоката дорого, а я сам не юрист, поэтому мне пришлось изучить закон о правах потребителей, нормативные постановления Верховного суда о возмещении морального ущерба и статьи гражданского кодекса.
Составив иск, я подал заявление в суд.
Первоначально мы прошли этап медиации, где мне также предложили забрать эти три тысячи и судебную пошлину. Но я отказался. После этого меня дважды вызвали на подготовку судебного процесса, благо это было онлайн через ватсап.
И когда начался суд, я узнал, что именно этот врач является имплантологом и принимает платно. В суде я предоставил видеозапись, где сотрудники клиники подтверждают, что диагностика бесплатна и что меня не предупредили о том, что я буду должен заплатить, также я приобщил скриншоты, подтверждающие мои слова и то, что это не первый случай , когда людей неправильно информировали о суммах за работу (отзывы других клиентов).
Хоть я и выиграл суд, я считаю что защищать свои права в суде Казахстана это долго, хлопотно и дорого.
Почему:
1) Мне назначили сумму морального ущерба 10 000 тенге, но у меня были и материальные затраты — на дорогу (оплата проезда или такси) между клиникой, департаментом и судом ушло больше 10 тысяч. Правда, все это можно сделать онлайн, но у меня не получилось.
2) Это время, ты приходишь в суд, департамент, ждешь очередь, пока зарегистрируют. Когда начнется суд, нужно подобрать окошко в своем расписании, чтобы участвовать, хотя бы онлайн. Хотя истец может
подать заявление, чтобы суд прошел без его участия.
3) Если вы не юрист и у вас нет времени штудировать кодексы и нормативные постановления, то придется нанять медицинского адвоката. Суммы разные, потому что каждый из них сам оценивает свои услуги, я обращался к тем, у кого много победных кейсов и за участие в процессе у меня попросили от 100 000 тенге. Но если вы выиграете суд, вы можете взыскать эти деньги с проигравшей стороны.
4) Это законодательство. Досудебную претензию я считаю вообще можно сократить, ведь перед судом будет процесс медиации и можно будет договориться до суда, пока действует мораторий обращение в департамент тоже не особо эффективно.
И остается только суд.
Поэтому, если мы хотим, чтобы в нашей стране пошли позитивные изменения в области защиты прав потребителя, нужно не лениться и подавать в суд, как только ваши права нарушаются, и выставлять большие суммы морального ущерба, чтобы правонарушители сто раз подумали, а нужны ли им эти лишние расходы или проще соблюдать закон. Даже если это приведет к загруженности судов в дальнейшем это даст хорошие результаты.