Совсем скоро Петропавловск будет отмечать свой 260-й день рожденья. И мы, горожане, должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы столь значительную и значимую дату наш любимый город встретил ухоженным и красивым. Лучшим украшением любого города являются тенистые парки и скверы, старинные дома и, конечно же, памятники и скульптуры. К сожалению, последние порой находятся в таком состоянии, что никак не могут служить красой и гордостью областного центра. Сегодня большой экскурс «Пkz» посвящен «памяти, высеченной в камне»…
Скорбная Стена
В Петропавловске по примеру Иерусалима на днях открыли свою собственную Стену плача. Правда, называется она иначе – Стена памяти, но по значению наш монумент все же «перекликается» с израильской Стеной, ведь он посвящен памяти жертв. В нашем случае – жертв политических репрессий и массового голода в Казахстане начала 30-х годов.
В этом году исполняется 80 лет массовому голоду и 75 лет пику политических репрессий сталинизма. Для Казахстана все эти события имеют особенное значение – республика стала местом депортации более чем полутора миллионов человек. Столько же погибло от голода. По данным архивов, в Северо-Казахстанскую область было депортировано более 130 тысяч немцев, поляков, чеченцев, ингушей, корейцев и представителей других народов. Только за 1937-1938 годы «изменниками Родины» были названы и осуждены более 100 тысяч человек. Из них около 25 тысяч расстреляны.
Стоимость нового монумента – порядка восьми миллионов тенге. Эти деньги собраны, что называется, всем миром. Стена состоит из 300 гранитных плит, на которых выгравированы имена почти семи тысяч человек. Но эти списки, возможно, будут расширены: в правой части монумента оставлено место для тех репрессированных, чьи фамилии пока остаются неизвестными. Организаторы обращаются к родственникам репрессированных и реабилитированных с просьбой предоставить необходимые сведения (фамилию, имя, отчество с указанием статьи судимости и сведений о реабилитации) в общественную комиссию.
По замыслу городских властей, Стена памяти должна составлять единый мемориальный комплекс вместе с памятником жертвам массовых политических репрессий. Правда, сам памятник трудно назвать удачным. Безликая композиция в виде металлической арматуры в свое время вызывала немало нареканий со стороны горожан. Многие просто не поняли, что она обозначает. Между тем, памятник недавно подвергся некоторому малозаметному, но все же усовер-шенствованию: металлическая пирамида в его основании (наверное, призванная обозначать ужасы сталинизма) была перекрашена из стального в зеленовато-болотный цвет. Что сия перекраска символизирует, горожанам не объяснили, и каждый додумывает причины сам.
Автор этих строк считает необходимым заострить внимание отцов города на весьма пикантном моменте, о котором, тем не менее, сказать нужно, поскольку его никто не предусмотрел. А зря, по-следствия могут быть дурно пахнущими, причем в самом прямом смысле. Между Стеной памяти и забором, ограждающим соседний долгострой по недогляду организаторов образовался очень длинный узкий тоннель. Отсутствие в городе доступных общественных уборных, наверняка, приведет к тому, что томимые «основным инстинктом» горожане за облегчением устремятся туда. И становится как-то не по себе при мысли, во что в итоге превратится монумент. Надеемся, городские власти исправят этот досадный недогляд.
Нет повести печальнее на свете…
6 июня мир отметил день рождение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В Петропавловске память гения чтут и уважают. В городе даже есть сквер с бюстом поэта, где собираются поклонники пушкинской Музы. Однако то, в каком состоянии находится в этом сквере скуль-птурная композиция «Онегин и Татьяна», может вызвать разве что сильную оторопь. Изваяния главных героев знаменитого романа в стихах покрылись глубокими рытвинами, бронзовая краска местами осыпалась, открывая взору гипсовое содержимое, которое тоже медленно, но верно осыпается. Одна рука Онегина держится на «чест-ном слове», лицо Татьяны пересекает трещина. В общем, памятник, при открытии получивший множество лестных эпитетов и восторженных отзывов, сегодня производит самое неприглядное и жалкое зрелище.
В одной из местных газет всю вину за плачевное состояние памятника переложили на скульпторов. И даже предложили выставить «бракоделов» перед всем честным народом, чтобы оправдывались. Но справедливо ли это обвинение? Мы позвонили автору скульптурной группы «Онегин и Татьяна» Светлане Брютовой, чтобы узнать ее позицию по данному вопросу.
«К сожалению, виной всему авралы и спешка, с которой обычно делаются подобные заказы, — призналась Светлана. – По технологии, скульптура должна сохнуть в мастерской в течение 20-ти суток, а уже потом ее можно красить и выставлять в городской ландшафт. Но эти сроки никогда не выдерживаются. На все памятники нам давали сроку не больше двух недель. Вот в итоге так и получается. Аналогичная беда не только с Онегиным и Татьяной, но со скульптурами греческих богинь возле ботанического сада. Мы бы отремонтировали их сами, не вопрос, проблема только в том, что город задолжал скульпторам деньги за выполненные заказы. Конечно, обидно, когда плоды твоего труда разрушаются на глазах. Во многом, виноваты и сами горожане. У нас, почему-то, принято неуважительное отношение к городской скульптуре: на нее залазят, чтобы сфотографироваться, вставляют в руки пустые пивные бутылки, даже презервативы на пальцы натягивают, — видела это безобразие своими глазами. Хочу обратиться ко всем горожанам: может быть, стоит начать с себя, прежде чем обвинять других?».
Уличный вандализм – огромная проблема не только в Петропавловске. Одно из последних бесчинств произошло на днях в Алматы, где вандалы атаковали выставку современного искусства, которая проходила в рамках фестиваля «Артбатфест». Часть работ художников и скульпторов стран СНГ, представленных в экспозиции, была уничтожена. Организаторы фестиваля недоумевают, кто и как смог разбить достаточно массивные скульптуры, например, 300-килограммовый металлический гвоздь. Печально, но зачастую полиция бессильна в поисках хулиганов, которые чувствуют свою безнаказанность и от этого еще больше распоясываются…
Какого цвета флаги Победы?
Этим вопросом всерьез озадачился старожил нашего города Геннадий Егоров. И озадачился вовсе не от праздного любопытства. Вот уже седьмой год аксакал борется за возвращение первоначального цвета величественному монументу Вечного огня. Еще в 2005 году по чьему-то недомыслию монумент в виде приспущенных знамен был выкрашен разноцветной краской, отчего приобрел какой-то легкомысленный и не подобающий такому сооружению вид. По мнению пенсионера, «по сути, был совершен акт осквернения памятника, причем сделано это было к юбилею Победы».
Многолетняя переписка Егорова с руководством акимата города возымела результат. Гранитные знамена все-таки перекрасили, но не в красный, а в серый цвет. А Егоров получил официальный ответ от властей, в котором говорилось: «Вопрос окраски мемориала «Вечный огонь» был вынесен на рассмотрение градостроительного совета 20 марта 2010 года. Принято решение выкрасить конструктивные элементы «Вечного огня» — пилоны – в серый цвет».
«Вот так-то, — негодует Геннадий Егоров в своем письме в редакцию. – Зная, что «конструктивные элементы» — это приспущенные боевые красные знамена, градостроительный совет чем-то подумал и решил их перекрасить в серый цвет (разновидность белого), назвав знамена пилонами, дистанцируясь от истинного понимания мемориала. Таким образом, боевые красные знамена сперва превратили в разноцветные праздничные флажки, а затем в белые флаги капитуляции, что еще хуже».
После многочисленных писем пенсионеру удалось, казалось бы, посеять зерна сомнения в душах отцов города. Его заявление было рассмотрено на совещании под председательством бывшего акима города Н. Ашимбетова 6 октября 2011 года. «Было принято ра-зумное решение вернуть мемориалу исторический вид – цвет красного гранита, — рассказывает Егоров. – Причем, даже были оговорены сроки – весна 2012 года. Но весна минула, а памятник до сих пор находится в своем сером виде».
2 мая аксакал обратился с письмом на имя действующего акима Булата Жумабекова с просьбой ускорить работы по выполнению решения градостроительного совета. Но ответа не получил даже спустя месяц. Может быть, проблема возвращения мемориалу его истинного цвета кажется городским властям надуманной и несерьезной?
Но неугомонный Егоров так не считает и заявляет, что приложит все силы, чтобы способствовать восстановлению исторического вида одного из главных мемориалов города.
А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели?
Вера ГАВРИЛКО