29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Памяти гитариста

Первого марта не стало Александра Ромазанова. В память о нём — специальный выпуск музыкальной рубрики Петропавловск.kz.

С Сан Санычем мы познакомились в начале нулевых — на его знаменитом, полюбившемся горожанам «пятачке» по Конституции Казахстана. Коллегами по школе искусств «Жас Дарын» мы стали позднее, в 2007-м. С общением, музицированием и совместным участием в фестивале «Я гитару настрою», конечно же, связано немало тёплых воспоминаний. В 2012-м, на время вернувшись в Петропавловск из Астаны, я занялся журналистикой — тогда же в местной печати появился материал, главным героем которого был Александр Александрович. Фрагмент нашей беседы предлагается Вашему вниманию и посвящается памяти замечательного человека, педагога и музыканта…

Я гитару настрою на классический лад

… Проблем в классе гитары достаточно, как и везде. В сегодняшней беседе мы говорим об этих трудностях и заодно пытаемся воссоздать картину становления и развития класса гитары в Петропавловске.

— Сан Саныч, расскажите, пожалуйста, читателям о том, как зародился класс гитары в Петропавловске…

— В 1960-х годах Владимир Владиславович Василевский основал ансамбль гитаристов на базе ПЗТМ. Бывший фронтовой корреспондент, прошедший всю Великую Отечественную, он оказался тонким, талантливым музыкантом, педагогом. Писал переложения для классической гитары, сочинял, то есть был предан ей. Моё первое знакомство с этим удивительным человеком произошло как раз в то время. Потом я поступил в Омский политех и продолжал заниматься гитарой. В Омске тогда уже был известен Александр Виницкий, с которым мне довелось общаться. Сейчас это знаменитый педагог, композитор, разрабатывающий тему классической гитары в джазе и блюзе. Ты, конечно, знаком с его творчеством.

— Да, работал по его сборникам. Общались немного.

— В ансамбле Василевского я оказался после окончания вуза в 1974 году. Это было очень плодотворное время, мы жили полной творческой жизнью, много концертировали, ездили по подшефным военным гарнизонам на границе с Китаем. К слову сказать, проблем с материально-технической базой у нас тогда не было — всем участникам ансамбля пошили концертные костюмы, закупили дорогостоящие инструменты ручной работы. А за струнами я специально ездил в Москву…

— Скажу больше. В своё время для ВИА, в котором участвовал мой отец, заводом был закуплен полный комплект инструментов и аппаратуры, электроорган был выписан из Москвы. И также пошили концертные костюмы. Для сравнения — когда мы в студенчестве организовали вокально-инструментальный ансамбль, нам было, мягко говоря, куда сложнее…

— Да, что и говорить, проблема нынче серьёзная.

— А дальше? Насколько я знаю, яркий след оставил также Валерий Пиль. Ныне, к сожалению, тоже покойный.

— После ухода из жизни Владимира Владиславовича (в 1982 году) он пришёл в его коллектив в качестве руководителя. Но, как это бывает, не вписался, коллектив прекратил существование. Я ушёл на станцию юных туристов, а Пиль вскоре основал кружок классической гитары в ДК Машиностроителей. Несмотря на отсутствие музыкального образования (поступал учиться, но бросил), музыкант он был сильный, брался за сложный репертуар. По семейным обстоятельствам не окончил музыкальное училище и мой друг Володя Сотниченко — лучше всех в городе, на мой взгляд, владеющий приёмом тремоло. А что касается Пиля, то некоторые его ученики преподают до сих пор.

— Ну а потом наступили 90-е…

— Да…развал всего и вся. И всё-таки позже мне удалось открыть класс гитары в школе искусств «Жас Дарын». Было трудно. Доходило до того, что буквально не на что было посадить ученика, гитары не закупались вообще. Но мы выстояли благодаря энтузиазму, даже вместе с директором Натальей Георгиевной заложили традицию ежегодного фестиваля памяти Василевского.

— Да, как Вы знаете, мы с коллегой Владимиром Ширяевым и учениками принимали в нём участие в 2005, 2006 и 2007 годах. Вспоминаются также вызвавшие интерес выступления известных российских гитаристов Дмитрия Мурина и Екатерины Пушкаренко. Итак, какова на данный момент ситуация?

— В настоящее время ситуация следующая: открыты классы гитары в школе искусств №1, школе искусств «Жас Дарын», в школе №8, ШОДе, музыкальном колледже, СКГУ, а также в школах искусств в Бишкуле, Сергеевке, Мамлютке, Явленке. Что это даст, покажет время. Хочется, конечно, надеяться на лучшее…

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *