На днях, в ходе августовского совещания работников образования Астаны, аким столицы Имангали Тасмагамбетов выступил с инициативой использования социальных сетей в обучении школьников. «В виртуальном пространстве дети объединяются по разным интересам и совершенно иным, чем предлагает школа. Но кто из учителей пользуется этими технологиями? Почему они не отражены в современных методиках работы с детьми? Уверен, что за эти годы ни один педагог не провел занятия, используя социальные сети, чаты. К примеру, можно же задать домашнее задание во время урока, условиться выйти в социальную сеть всем классом в 7 или 8 часов вечера и провести обсуждение», — считает столичный аким.
По его мнению, использование социальных сетей с обязательным условием интерактивного общения с каждым ребенком – «очень хороший инструмент для выработки навыков выстраивания логических мыслительных конструкций», — отмечает «КП Казахстан».
Не подыскивая лишний повод для брюзжания, тем не менее есть что сказать, опираясь на личный опыт и опыт коллег, с которыми мы не раз обсуждали целесообразность такого общения с учениками. Начнем с того, что в 7 или 8 часов вечера вымотанный и уже вдоволь «пообщавшийся» не только с детьми, но и с их родителями, а также начальством педагог думает только об одном – хоть немного отдохнуть. В том числе в Сети — иногда хоть там хочется одиночества. Равно как и у его учеников, по их мнению, планы на вечер в том же Интернете куда интереснее. А дома ждут собственные дети, которым тоже надо уделить внимание. Наконец, проверить тетради, подготовиться к завтрашним занятиям. Список большой…
Но дело даже не в этом. Практика показывает, что виртуальная дружба с учащимися не всегда корректна с этической точки зрения, как следствие, порой приводя к панибратству. Потом, принимая во внимание лексикон нынешнего подрастающего поколения, не так уж трудно в один прекрасный момент обнаружить у себя в ленте новостей статусы или комментарии, мягко говоря, не входящие в школьную программу по русскому языку. Вот почему некоторые учителя, наученные горьким опытом, просят школьников не предлагать им «дружбу» в «Моем мире», на «Одноклассниках», и. т. д. Всемирная сеть, как говорится, «в мирных целях» – вещь, безусловно, нужная, в том числе и в образовании. Хотя, как это ни банально, чтение хорошей литературы развивает интеллект куда больше.
Вот такие «непедагогичные» мысли, если говорить вкратце, родились в моей голове по этому поводу. Надеюсь только, что с логическими мыслительными конструкциями в ней пока все не так уж плохо…
Дмитрий АВДЕЕВ, Астана