Ни 6, а 8 тенге за каждый пройденный км теперь будут платить пассажиры внутриобластных автобусов в Северо-Казахстанской области. Чтобы уменьшить нагрузку на бюджет, в Северном Казахстане решили увеличить её на пассажиров. Здесь посчитали, что для каждого конкретного человека, разница будет несущественной. А вот для областного бюджета позволит значительно сократить затраты, рассказывает корреспондент Петропавловск.kz. Вопрос установления тарифов на регулярные внутриобластные социально-значимые автомобильные пассажирские перевозки рассмотрели на заседании областного общественного совета.
По словам заместителя руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата СКО Мирхата Абильмажинова, на сегодняшний день в Северном Казахстане из 56 областных маршрутов 43 субсидируются за счёт государства. То есть акимат определяет перечень социально значимых маршрутов, устанавливает на эти маршруты единый тариф для населения, а разницу между фактически понесенными расходами перевозчика субсидирует за счет бюджета.
Так, в конце 2017 года тариф на социально значимые маршруты утвердили на уровне 6 тенге за 1 пассажиро-километр. При этом в 2018 году социально значимых маршрутов насчитывалось только 11, и на их субсидирование было потрачено 103 млн тенге. На сегодняшний день в области субсидируются 43 социально значимых внутриобластных маршрутов на общую сумму более 787 млн тенге. То есть количество маршрутов выросло больше, чем в четыре раза, а субсидий больше чем в 7 раз. Это связано с тем, что расходы перевозчиков за последние 5 лет увеличились в два, а то и в три раза.
Так, например, если дизтопливо в 2017 году стоило 130 тенге за литр, то сегодня цена – 260. Почти в два раза выросли цены на бензин. В несколько раз подорожали шины, и увеличилась стоимость самих автобусов.
— С целью уменьшения нагрузки на бюджет принято решение повышения стоимости проезда по социально значимым маршрутам для населения на 2 тенге за километр, тем самым доход перевозчика от продажи одного билета увеличится на 2 тенге, а сумма субсидирования уменьшится на эту сумму. Повышение тарифа предположительно уменьшит нагрузку на бюджет на 200 млн тенге, — рассказал Мирхат Абильмажинов.
По его словам расчеты тарифов делаются исходя из количества пассажиров. В этой структуре все прозрачно. Билеты продают на автовокзале и в пути следования. Прежде чем получить субсидии, перевозчики прикладывают все эти документы.
За последнее время благодаря субсидированию удалось обновить автобусный парк перевозчиков. У них появились новые газели и ПАЗики. Увеличилось поступление налогов, а у водителей повысилась заработная плата. Так, если раньше они получали в среднем 120 тысяч тенге в месяц, то сейчас около 230. При чем все водители оформлены официально, так как наличие трудового договора является обязательным условием для принятия участия в конкурсе.
Получается, что теперь пассажир будет оплачивать ни 6, а 8 тенге за км, а остальное, как и прежде, будет субсидировать бюджет. Общественники посчитали, что 2 тенге это не слишком большая нагрузка. То есть если расстояние до населенного пункта составляет 100 км, то стоимость билета увеличится на 200 тенге.