В Северо-Казахстанской области около 1000 предпринимателей приостановили свою деятельность, сообщает информационное агентство Петропавловск.kz со ссылкой на пресс-службу палаты предпринимателей региона.
С 15 по 18 сентября Глава Президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев проводит онлайн-встречи с членами региональных советов палат предпринимателей областей, а также городов Шымкент, Нурсултан и Алматы. Первыми о текущих проблемах бизнеса председателя Президиума проинформировали предприниматели Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областей.
Вкратце об экономической ситуации нашего региона Тимура Кулибаева проинформировал председатель регсовета Олег Иванов. В частности, он отметил, что в Северо-Казахстанской области на сегодняшний день насчитывается 29 572 действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Если говорить по организационно-правовой форме, то из этого количества 5701 или 20% юридических лиц, 19335 индивидуальных предпринимателей (65%) и 4 536 крестьянских хозяйств (15%).
При этом до введения до введения режима ЧП, в Северо-Казахстанской области действовало свыше 30 тысяч субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, в которых было занято более 104 тысяч человек. Однако, после снятия ограничения на сегодня возобновили свою деятельность свыше 29 тыс. предприятий с численностью работников более 100 тысяч человек.
-Таким образом, из-за введения карантина в области приостановили свою деятельность около 1000 субъектов предпринимательской деятельности. Численность работников сократилась более чем на 4 тысяч человек, а объем производства — на 15%. Незначительно упала численность сотрудников в сфере образования. Самое большее число выявлено в таких сферах, как торговля – сокращение составило свыше 2 тысяч человек, затем идут искусство, развлечения и отдых и сфера услуг – и там и тут численность сотрудников сократилась до одной тысячи, — отметил Олег Иванов.
Также им была поднята проблема транспортировки груза на российско-казахстанской границе, которая на протяжении последних двух лет не даёт покоя североказахстанским предпринимателям. А все из-за того, что большинство российских постов на границе не оборудованы сканерами для проверки грузовых автомобилей. А там, где они есть, происходит их периодическое отключение. Так, проблема наблюдается на пункте между Северо-Казахстанской и Курганской областями.
-По каждому транспортному средству необходимо либо создавать технические проходы, а это до 20% от объёма перевозимого товара, либо в пункте досмотра производить выгрузку/погрузку товара. Для этого созданы спецбригады, стоимость их услуг начинается от 50 тысяч тенге за каждый автомобиль, ситуацию усугубляют карантинные мероприятия, не везде их пускают и не везде эти бригады есть. Перевозчикам приходится перемещаться к другим постам с действующим сканером (в среднем дополнительно дистанция поездки увеличивается на 700 км). Эти расходы напрямую ложатся на себестоимость продукции, есть и коррупционная составляющая. По оперативным данным, через один погранпост РК в сутки проходит порядка 380 казахстанских большегрузных транспортных средств: из РК в РФ около 200 машин, обратно — 180 машин. Таким образом, из-за проблемы сканеров наш бизнес несет дополнительные затраты в среднем — 19 млн. тенге в сутки, за 5 месяцев цифра достигает около 3 млрд тенге, — отметил Олег Иванов.
В качестве примера он даже назвал расходы, которые при таких условиях вынуждено нести ТОО «Радуга».
По информации главы регсовета, стоимость груза в одной машине этого предприятия в среднем составляет 4 млн тенге. При этом, в среднем на экспорт идет 10 машин в месяц. Потери при изготовлении технического прохода составляют 20%, то есть это примерно 912 000 тенге с одной машины, соответственно в месяц это получается 9,1 млн тенге. Стоит отметить, что подобных сложностей при прохождении досмотра с казахстанской стороны не имеется.
Решение этой проблемы североказахстанские предприниматели, конечно же, видят в исключении требования пограничной службы РФ технологических проходов при пересечении государственной границы. А также в определении четких критериев и оснований выбора транспортных средств для проведения досмотра, в том числе в разработке системы анализа рисков, позволяющей обеспечить объективный выбор транспортных средств для проведения досмотра, основанной на объективной оценке (например, учитывающую закономерность и историю перемещения, маршрут и страну-отправителя, анализ состава грузов и т.д.). Также по словам предпринимателей, необходимо проработать вопрос с российской стороной, по обеспечению ими бесперебойной работы сканера.
Все озвученные проблемы бизнеса Председателем Президиума НПП РК «Атамекен» Тимуром Кулибаевым взяты на карандаш и будут поставлены перед Правительством с целью их дальнейшего решения.
Читайте также:
Североказахстанские предприниматели считают незаконным запрет на ввоз КРС из Чехии