Широко растиражированный итальянский обычай избавляться перед Новым годом от старых ненужных вещей далеко не так распространен в реальной жизни, особенно в период экономического кризиса. И, бесспорно, вне зависимости от культурных традиций, почти у каждого из нас есть семейные реликвии, с которыми мы не расстаемся и постоянно берем с собой из старого года в новый. Сюда относятся и разнообразные архивы. Оцифровка аудио, видео, кино и фотоматериалов – вещь в наше время актуальная.
Во многих семьях наверняка сохранились не только сравнительно недавно отошедшие VHS, но и старые кинопленки, бобины «Свема» и «Тасма», которые, кстати, оказались намного долговечнее пришедших в свое время им на смену компакт – кассет «МК 60 – 5», начинавших «свистеть» уже через полгода эксплуатации. И все же со временем изнашивается даже самая стойкая магнитная лента, осыпаясь, утрачивая былые свойства, даже просто стоя на полке. Немного на эту тему мы пообщались с Антоном Щелкуновым , специалистом, который занимается реставрацией записей со старых носителей.
— Скажите пожалуйста, кто чаще к вам обращается – коллекционеры или просто желающие перевести свой архив «в цифру»?
-В основном клиенты приносят свои личные архивные материалы, так как большинство раритетных музыкальных записей уже давно оцифрованы и широко представлены в том же Интернете. Но иногда к нам обращаются и коллекционеры, приверженцы аутентичного звука. Естественно, слушаем, ищем, убираем посторонние шумы.
-И, скорее всего, в основном состояние магнитофонных лент уже плачевное?
— К сожалению, да, нередко имеем дело с лентами в очень плохом, полуосыпавшемся состоянии, когда о желаемом результате говорить уже не приходится.
-Отличительная черта архивных записей, на ваш взгляд?
— Если говорить об основных недостатках, то это высокочастотный шум и импульсные помехи.
-Я вижу у вас кинопроектор «Русь», хорошо знакомый мне с детства. В домашних условиях приходилось переснимать изображение с экрана. Каким образом делается оцифровка кинопленок у вас?
— При оцифровке кинопленки используется метод прямой покадровой пересъемки «объектив в объектив». Пониженная скорость позволяет добиться более качественного изображения, тогда как при пересъемке с экрана в режиме реального времени возникает характерное мерцание. В первом же случае качество приближается к сканированию.
Реставрация звукозаписи – это не только устранение помех, подавление шума и частотная коррекция. Это большая творческая работа, основная цель которой – вдохнуть новую жизнь в архивные фонограммы. Какой бы ни была исходная запись, задача реставратора – облегчить ее восприятие для слушателя, скомпенсировав творчески технические недостатки и следы времени. Образно говоря, сделать современную звуковую «прическу» с органично «вплетенной» в нее магнитной лентой так, чтобы еще много лет хранилась столь дорогая нам память. Этот принцип касается и кинохроники.
Дмитрий АВДЕЕВ