29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

На каких машинах ездили в Петропавловске при СССР

В детстве мне нравились грузовики марки «Магирус»: характерный звук мощного двигателя и странная конструкция выхлопной трубы, расположенной сбоку от двери, сразу обращали на себя внимание. Не меньшее внимание привлекали «Чайки»: в конце 80-х годов в Петропавловске было как минимум два таких автомобиля,  правда, к тому времени они уже были на пенсии и правительственные лица на них не разъезжали.

Очень жаль, что в те годы у меня не было в руках фотоаппарата, но фотографии ретро-автомобилей, которые были популярны в советские годы, мы вам обязательно покажем, не зря у нас есть рубрика «Ретро-Петропавловск». Медленно отпускайте сцепление. Господа, мы поехали в прошлое.

Буквально вчера мне посчастливилось найти вот такой прекрасный кадр. Это автомобиль марки Ford-AA, производства 1929 года. Где бы вы думали? В селе Узынжар (ранее — Октябрьское в районе Шал акына). На базе именно этого автомобиля в СССР будет производиться автомобиль Газ-АА (полуторка), но в данном случае мы видим именно образец американской техники.

Примечательно, что американский автомобиль используется в пожарном обозе одного из первых в Казахстане совхоза. 1932 год!

Такой же автомобиль можно встретить на фотографии 1930-го года, изображающей курсы шоферов при Северо-Казахстанской автобазе.

Точную марку этого автомобиля я так и не разгадал. Дело происходит на полях Чаглинского совхоза (сейчас это территория Аккайынского района СКО). 1940-й год.

 

Ну, а тут у нас Газ-51, герой всех целинных земель в Булаево в 1956 году.

А теперь самое интересное — улицы Петропавловска. На площади Ленина едут сразу 4 «Волги» Газ-21. Одна из самых популярных моделей 1960-х годов: 90% такси и служебных автомобилей. Стоил автомобиль в конце 60-х, начале 70-х — 9000 рублей. Зарплата в те годы — 100-120 рублей.

А здесь у нас Газ-20 «Победа» на улице Абая (ныне Токсан Би) в 1956-м. Стоимость этого автомобиля в те годы составляла 16 000 рублей при средней зарплате в 70-80 рублей в месяц. Годы были послевоенные, тяжелые, денег на покупку такого автомобиля у простых людей точно не имелось. Так что это были машины исключительно для предприятий.

Еще одна «Победа» с шашечками такси в том же году делает правый поворот на перекрестке улиц Пушкина и Ленина (Конституции Казахстана).

А эта «Победа» едет по улице села Смирново в 1966 году. Даже для районного центра в те годы любой автомобиль был событием, возможно, на этой машине едет председатель колхоза, секретарь партийной ячейки или главврач районной больницы.

На перекрестке улиц Мира (Нурсултана Назарбаева) и Интернациональной едет «Москвич-412» и снова «Волга» — Газ-21. На фотографии 1968 год, значит стоимость «Москвича» около 7500 рублей. Средняя зарплата  — 120 рублей в месяц. Пришлось бы копить не менее пяти лет, откладывая всю зарплату, чтобы купить эту крайне комфортную по тем временам машину. Правда, купить ее просто так было нельзя — нужно было отстоять очередь на покупку. А она могла тянуться и 5, и 10 лет.

«Волга» в качестве «скорой помощи» у крыльца только что отстроенной 3-й городской больницы. 1969 год.

«Волга» в одном из дворов на улице Парковой Петропавловска на фоне стен школы №1 (сейчас отделение Kaspi-банка).

Две «Волги» на улице Ярослава Гашека в 1968 году.

Ну, и «Волги» на пятачке такси у железнодорожного вокзала в 1968 году.

Конечно, никуда без самой популярной машины 70-х годов — «копейки». Свадебный ВАЗ-2101 с казахстанскими номерами и куклой на капоте во всей своей красе. Стоила «копейка» относительно недорого — 5500 рублей, еще и поэтому была популярнее остальных машин. В 1979 году цены на большинство автомобилей выросли и ВАЗ-2101 стоил уже 7500 рублей.

В 80-е годы на улицах нашего города появились «Волги-ГАЗ 24». Цены на нее были заоблачные — 11200 рублей, но машина славилась скоростью и мощью. Вот тут «Волга» на улице Мира (Нурсултана Назарбаева) обгоняет 402-й Москвич. 1980-й год.

Очень популярный в советское время «джип» УАЗ-469 использовался в основном для армейских нужд. И населению не продавался. Получить его в собственность можно было только «с рук», подержанный и подлежащий ремонту.

А вот тут у нас одна из двух ретро -«чаек», использовавшихся когда-то как «членовоз» (такое было в народе определение для машин, возивших членов партии КПСС). Где-то в зимних лесах рядом с Петропавловском на капоте «Чайки» сидит Геннадий Заволокин, приезжавший в наш город для съемки «Игра, гармонь любимая». Кажется, 1996 год.

Вот такие кадры есть у нас в ретро-коллекции. Если интересные исторические фотографии есть в ваших запасах, присылайте нам, и мы обязательно опубликуем их.

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

3 комментариев

  • Иванов И.И.

    Был в стройотряде в 1976 году на Сулинском элеваторе в Тимирязевском районе…. Вспоминаю с удовольствием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи: