|
9 276 |

Конец XIX века, Сибирь… По недавно построенной колее Сибирской железной дороги едет особенный поезд: в его составе великолепно украшенный позолоченной резьбой синий вагон — церковь. На каждой станции необычный храм встречают железнодорожники, живущие в пристанционных поселках, где еще пока еще не построены храмы.


В то же время в других поездах, в простых «столыпинских» вагонах, в Сибирь и в степные края едут крестьяне-переселенцы. Некоторые из них строят свои поселки поближе к «железке». Только храмы там не сразу появляются, а без них православные люди не представляют себе нормальной жизни. Для них это настолько важно, что переселенцы из одного воронежского поселка, собираясь в дальнюю дорогу в неведомую им Сибирь, разобрали на бревнышки свой маленький храм, погрузили в телеги, привезли в одно из сел Петропавловского уезда и там снова собрали.

А какое было горе, если крестьяне, прибывшие из центральных регионов России или с Украины к месту переселения, вдруг узнавали, что храм будут строить не у них, а в другом поселке! Придется же ходить туда за несколько километров, и у селения будет совсем другой статус — деревни, а не села. Как же жить без своего храма божьего?!
Вот как писали жители поселка Студеновского Ишимского уезда Тобольской губернии: «При подаче на руки о разрешении в наш поселок святого Храма его Преосвещенству Архиепископу чрес доверенных крестьян нашего общества на подачу такового прошения объявил им Его Высокопреосвященство, что церковь должна быть разрешена строиться в поселке Ново-Никольском. Когда доверенные при собрании сельского схода нам ответ Его Высокопреосвященства объявили, и по объявлении такового мы как погибшие овцы всяк на месте одеревенели, и неутешимо заплакали. Плач, который никто, кажется, был не в силе утешить, так как всеми силами старались, чтобы церковь разрешили строить у нас. Как жившие в России, на родине, при святых церквях и привыкшие, как мы, так и дети наши к религиозному обстоятельству мы опять осмеливаемся обратиться к Вашей милости, аки дети к родителям прося необходимого».
Пока решается вопрос о строительстве храма, пока возводятся его стены, пока принимается решение о направлении в новую церковь священника, рождаются новые дети, женятся молодые, отдают богу душу старики. Где крестить детей, венчаться, принимать иные таинства? А куда идти на богослужение крестьянину? Да и кто утешит в горе и наставит на путь истинный, если не батюшка?
Такой же вопрос стоял и перед жителями новых железнодорожных станций. С этой целью и стал курсировать на уже построенном участке Сибирской железной дороги от Челябинска до Новониколаевска (позже – Новосибирска) красивый голубой вагон. Кому повезло жить недалеко от «железки», те, узнав, что на станции сделает остановку удивительный храм на колесах, шли к нему – иногда за десятки километров. Кто помолиться, а кто и просто поглазеть, к примеру, ребятишки. Девчушки и бабы нарядные, все в белых платочках. Мужики степенные, а железнодорожники в красивой форме – золотые пуговицы в два ряда. Ведь посещение церкви – праздник. Да еще в таком необычном храме.
Вот его описание из «Путеводителя по Великой Сибирской Железной дороге» за 1901 год. «Снаружи вагон окрашен синим лаком с резной позолоченной отделкой из желтого тика-дерева, не поддающегося гниению. Над входом устроена звонница, увенчанная крестом с тремя колоколами, к колокольне поднимается большая железная лестница с платформы»… Внутри вагон-церковь обшита лакированным буком с резьбою наверху, стены с выжженным орнаментом на филенках. Отделка храма внутри проведена по рисункам художника Е. Е. Фон-Баумгартена. При входе в церковь с правой стороны находится отделение со шкафом для ризницы и утвари, с левой стороны такое же отделение для парового отопления вагона-церкви. Убранство церкви вообще роскошно и красиво. Особенно выдается дубовый иконостас, украшенный богатою резьбою и отличающийся необыкновенной легкостью и тонкостью работы».

 

Откуда взялась такая красота?

Обычно при крещении родители, дедушки бабушки дарят девочкам первые наряды — беленькое платьице, носочки да шапочку или красивое одеяльце; крестные – крестик или кулончик, золотой или серебряный, но можно и самый обычный; гости — тоже что-нибудь красивое и полезное, что порекомендует священник. А тут крошечной девочке на крестины подарили… вагон! Кто скажет, что это бесполезный подарок? Но ведь и девочка и дарители необычные! А сам вагон – настоящее чудо!
Вагон-церковь был построен знаменитым Путиловским железоделательным заводом: «К сооружению вагона — церкви было преступлено по ВЫСОЧАЙШЕМ разрешении, последовавшем на доклад г-на Министра путей сообщения 14 Ноября 1895 года, в день святого крещения Великой Княжны. Освящение церкви последовало 11 июля 1896 г. в Новом Петергофе», сообщает тот же Путеводитель. (Так совпало, что в том же году железная дорога дошла до Петропавловска).
Точно, как в финансовом отчете, далее говорится: «Наружная отделка вагона для церкви, стоимостью в 10 000 руб., тоже устроенная тем же заводом, но средства на нее пожертвованы управлением Сибирской ж.д. Внутренняя отделка обошлась в 20 000 рублей. Общая стоимость вагона-церкви равна, таким образом, 30 000 рублей. Вагон — церковь имеет прямым своим назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях Сибирской ж.д., расположенным вдали от селений с храмами».
Добавим: и крестьянам из ближайших к станциям сел и деревень. Ведь многие из них со временем тоже становились строителями или рабочими Великой дороги.

Особенно восхищало прихожан внутреннее убранство вагона – церкви. «На царских вратах помещены иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и снизу — четырех евангелистов в один ряд, над царскими вратами — Тайная Вечеря, а выше, в плафоне, — резные изображения Святого Духа, кресты и символы Ветхого и Нового Заветов…
У правой стороны помещаются иконы святых блаженной княгини Ольги и царицы Александры… Вся церковная утварь в высшей степени изящна.

Вагон-церковь мог вместить до 70 человек молящихся».
Огромный подарок маленькой Великой Княжне сразу отправили на строящуюся дорогу, подопечную отцу новорожденной – императору Николаю Александровичу.
Сначала храм передвигался на готовом участке Западно-Сибирской железной дороги — между станциями Челябинск и Кривощеково. Вполне возможно, тогда же в этом подвижном храме совершались молебный и на станции Петропавловск. Там храмы были, но только в городе и в казачьей станице.
С каждым годом протяженность железной дороги увеличивалась на сотни верст, поэтому пути следования этого особенного вагона-церкви менялись. Когда были выстроены постоянные храмы на первом участке, вагон отправили странствовать между станциями Средне-Сибирской ж. д. – до Иркутска. Далее везде – до самого Владивостока.
Повлиял ли на развитие вагоностроения храм на колесах, неизвестно, но с 1908 г. началось строительство вагонов новой конструкции с водяным отоплением, туалетами, титанами для кипятка. Появились специально оборудованные санитарные вагоны для крестьян — переселенцев. Медперсонал этих вагонов проводил медицинские осмотры, дезинфекцию подвижного состава. Были даже специальные вагоны – аудитории, оборудованные наглядными пособиями и аппаратурой. На лекции приходили и местные крестьяне, пока вагон стоял на станциях. Вели душеспасительные беседы с паствой и священники. В то время для железной дороги было построено шесть вагонов –храмов, окрашенных в цвет чистоты помыслов – в белый.

На фото: вагон-храм в 1918 году во Владивостоке. Фотография сделана американцем Ф. Фурманом, путешествовавшим по Транссибу

После революции следы синего вагона-церкви теряются. Вероятно, после 20 лет службы изношенный вагон оставили в тупике на какой-то станции, а после… После была гражданская война со всеми её ужасами.


Судьба последнего императора России известна. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года вся семья Николая II, его жена и пятеро детей (вместе со свитой) были расстреляны в Екатеринбурге.


Великой княжне Ольге Александровне было только 22 года.

В 1981 году Русской православной церковью за границей члены семьи Николая II были причислены к лику святости «мученики».

Только в 2000 году, после продолжительных споров, они были причислены к лику святости «страстотерпцы» и Русской православной церковью Московского патриархата.

 

В наши дни вагоны-храмы есть на многих железных дорогах России, но больше всего их на Транссибирской магистрали.

Некоторые иконостасы украшает храмовая икона княгини Ольги.


Так все вернулось на круги своя.


Ганина яма

Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма – один из самых молодых в России. Он создан в пригороде Екатеринбурга, на месте острейших драматических событий, где была поставлена последняя точка в земной жизни членов последней Царской семьи. Именно сюда в июле 1918 г. были привезены для уничтожения из ипатьевского дома Екатеринбурга тела членов Царской семьи, а также их верных слуг.

В 1991 г. по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека на Ганиной яме был установлен первый Поклонный крест. 17 июля 1992 г. на место уничтожения останков Царской семьи прибыл первый архиерейский Крестный ход. Так зарождались современные Царские дни – дни памяти Царственных Страстотерпцев.

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *