Медиация (в переводе с английского означает посредничество) — это процесс разрешения конфликта, в котором нейтральная третья сторона, называемая медиатором, или посредником, способствует выработке добровольного взаимовыгодного соглашения между конфликтующими сторонами.
В современном понимании медиация стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — CШA, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе.
В Казахстане медиация обрела официальный статус в 2011 году, хотя на практике в ограниченном объёме применялась в течение нескольких лет до того.
Первыми попытками применения медиации, были разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация стала применяться при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.
Существует различие между медиацией и посредничеством. В некоторых видах споров посредник обязан предоставлять правовую информацию. Это помогает заключать сторонам любое соглашение в соответствии с нормативными рамками, регулирующими предмет спора, поэтому процедура согласования может включать в себя консультативный аспект. В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам понять причину конфликта и действовать в направлении урегулирования спора.
И посредничество, и медиация служат для выявления спорных вопросов и выработки вариантов решений, взаимоприемлемых для участников конфликта.
Медиация основывается на принципах: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры. Она направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта, и в результате которого происходит возмещения вреда и восстановление отношений. Таким образом, основная задача медиатора — не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к примирению и заключению договора. Медиатор, оценивая происходящее, предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности, а при определенных обстоятельствах оказывает влияние на результат диалога, или предлагает свои варианты разрешения конфликта.
главный специалист
Петропавловского городского суда
Лаас Екатерина