- Север Казахстана – край самобытных художников. Взять хотя бы петропавловского скульптора Константина Чайку, который вдыхает жизнь в дерево, гипс, бетон и даже лёд.
- В городе Аксу в Павлодарской области есть ещё один неповторимый автор – Александр Ерашов, который создаёт сложную графику в стиле “советское фэнтези”. В этом сезоне ему пришлось участвовать в одной из самых скандальных выставок в СНГ — «ЛИБИДО», что расшифровывается как Ленинградский институт брака и домашнего очага. Она проходила в Москве в рамках 4-го международного книжного фестиваля этим летом и была закрыта через четыре дня после открытия.
- Александр Ерашов был приглашён организатором выставки Артемием Троицким. Перед по-ездкой в Москву работы Ерашова из серии «Спорт в провинции» с успехом были продемонстрированы в Казахстане.
- Продолжатель дела «митьков»
- — Александр, как москвичи отнеслись к вашей советской тематике? Не заходил ли на выставку Зюганов?
- — Зюганова я не видел. Если быть точным, у меня не советская, а околосоветсткая тематика. На выставку шли в основном неформальные ребята, но были и представители интеллигенции. В Москве я представлял свои работы вместе с Юрием Марковичем, директором алматинской галереи «Улар». Представьте, идёт книжный фестиваль, к нам заходят важные мужчины в очках с книжками под мышкой и видят такое. Одни смеялись, другие в обморок падали.
- В любом случае реакция на выставку была. Некоторые зрители, среди которых были и художники, отнеслись к ней очень благосклонно. Был среди посетителей известный “митёк” Дмитрий Шагин. Питерская группа художников «Митьки» сейчас активно не работает. Он посмотрел мои работы и сказал: «Ты — продолжатель нашего дела». Троицкому тоже понравилась наша экспозиция, он, кстати, взял ещё одну работу в своё собрание.
- — Много ли картин в его коллекции?
- — У него очень большое собрание современного искусства. Живопись, графика, в основном, в неформальной стилистике. Этим летом в Эстонии проходила выставка современного российского искусства, которая полностью состояла из работ коллекции Артемия Троицкого, и люди выстраиваются в очередь, чтобы попасть на неё. Он выступает в качестве активного собирателя, выкупает работы у художников, в том числе, и малоизвестных. И эти картины затем работают. Они демонстрируются, а не просто лежат где-то в загашниках.
- — Почему выставка «ЛИБИДО» была закрыта?
- — Выставка, в основном, касалась семейных взаимоотношений. Я представлял факультет любви к Родине, так как мои работы в стиле советского фэнтези касались государственной тематики. К ним никаких претензий не было. Но работы некоторых питерских художников были эпатажными, содержали нецензурные выражения, и этого не смогли выдержать организаторы книжного фестиваля. Они закрыли выставку, заявив, что она оскорбляет чувства москвичей.
- — В казахстанских городах довольно много кафе и клубов в советской стилистике. Многие из них просто копируют старые формы агитматериалов. Вы не пробовали с ними сотрудничать со своим новым прочтением советской тематики?
- — Пока никто не предлагал. А бегать, напрашиваться не в моих правилах. Я не против, если кто-то захочет использовать мои работы в оформлении своих залов.
- — В мире ещё сохранились социалистические страны – Северная Корея, Куба, в определённой степени, Китай. Не было мысли представить своё творчество там?
- — Я не думаю, что в Северной Корее мои работы восприняли бы. Когда мои работы смотрят убеждённые коммунисты, социалисты, они, в большинстве своём, начинают меня ругать как антисоветчика. А люди либеральных убеждений, наоборот, говорят: «У, коммуняка». И если мои работы показать где-нибудь на Кубе, меня, по-моему, сожгут на костре. Кстати, на выставке в Москве был импозантного вида мужчина — француз, арабского происхождения, который немного говорил по-русски. Он посмотрел, как у меня изображён Ленин и сказал: «У нас во Франции это был бы шок и скандал. Мы своих деятелей, таких, как Наполеон, не представляем таким образом. При Наполеоне Франция стала сверхдержавой. Да, он её разорил во время войны, но он остался Наполеоном. Это фигура, которую нельзя трогать». Такой вот взгляд. Мы — то думаем, что в Европе всё можно, но на деле это не так. Если мою иронию по отношению к Ленину так воспринял француз, что уж говорить о социалистических странах?
- — Вы не устаёте от политики в своих работах?
- — Сейчас я работаю над новой серией «Окна». С политикой она практически никак не связана. В ней преобладают простые человеческие чувства. И, вообще, я всегда подчёркиваю, что мои работы — не графика в чистом виде, а иллюстрированная литература. Это своеобразно оформленные литературные опусы. То, что я делал до этого, это я делал в прозе. А «Окна» — это поэзия. Так что сейчас я пишу такой большой стих. Как напишу, обязательно покажу.
- Олег БЕЛОВ, специально для «Газеты нашего города «Петропавловск kz.»
«ЛИБИДО» на четыре дня
| 2 379.
Поделиться: