В Петропавловске автоперевозчики бьют тревогу. Им не в полном объеме выплачивают субсидии, задерживают выплаты за провоз льготной категории граждан. Долги за новые автобусы растут, словно снежный ком, а обещанные из бюджета средства, перераспределяют на другие нужны. Если ситуация не изменится, перевозчики вынуждены будут почти вдвое сократить количество автобусов на маршрутах и в одностороннем порядке расторгнуть договор о льготном проезде, рассказывает Петропавловск.kz.
В Петропавловске перевозчики снова вынуждены отстаивать свои права и ходить с протянутой рукой. Они выполняют все договоренности, продолжают обновление автопарка, но обещанной поддержки от государства так и не получают. Вопрос с субсидиями снова становится камнем преткновения, из-за которого не только растут долги предприятий, но и ставится под угрозу стабильность транспортных перевозок в городе.
Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию ассоциация перевозчиков «СКО Автотранспортный союз» обратилась с официальным письмом к депутатам Петропавловского городского маслихата.
Перевозчики напомнили, что с 2021 года при поддержке СПК приобрели порядка 100 автобусов в лизинг на 7 лет. Эти машины обсуживают городские и пригородные маршруты. Снизилось количество жалоб от населения.
— В 2024 году, в сотрудничестве с руководством области и города, был намечен проект по обновлению автобусного парка, предусматривающий закупку 60 дополнительных автобусов. На эти цели из областного бюджета было выделено 2 млрд тенге. Однако в связи с необходимостью финансирования других мероприятий, в том числе и противопаводковых, бюджетные средства были перенаправлены и реализация проекта временно приостановлена, что стало препятствием для дальнейшего обновления автобусного парка, — говорится в письме за подписью председателя ассоциации Галины Семёновой.
Здесь отмечается, что из областного бюджета на субсидирование перевозчиков было выделено 2,7 млрд тенге. При этом были достигнуты договоренности, что если перевозчики самостоятельно займутся обновлением, будут выделены дополнительные средства для субсидирования, чтобы компенсировать их убытки и погасить долги по лизингу.
С апреля этого года перевозчики приобрели 31 новый автобус, но выделенных субсидий, в размере 2,7 млрд тенге оказалось катастрофически мало, чтобы покрыть все убытки и рассчитаться с лизинговыми платежами. До конца года им необходимо еще 650 млн тенге, а на 2025 – 3,3 млрд тенге.
— Даже при выделении этих сумм, субсидирование пассажирского транспорта является не 100-процентным, а составляет 70-75% от заявленного и выполненного объема пассажирских перевозок, предприятиями автоперевозчиков, — говорится в письме.
Отмечается, что свои договорные обязательства перевозчики выполнили в полном объеме. Но из-за недофинансирования им приходится закупать топливо в долг, а также существует риск по выплате заработной платы и накоплению задолженности перед СПК. Всё это ставит под угрозу стабильность транспортных перевозок в городе. И если задолженность не выплатят до конца ноября, автоперевозчики будут вынуждены почти на половину сократить количество автобусов на маршрутах. Придется увольнять водителей, а качество обслуживания пассажиров снизится.
При этом выплата субсидий – не единственная заложенность акимата перед перевозчиками. Как утверждают в ассоциации, с июня по октябрь этого года акимат Петропавловска не выполняет свои обязательства по оплате компенсаций за льготный проезд отдельных категорий граждан. Если вопрос не решится, автоперевозчики вынуждены будут направить уведомление о расторжении данного договора в одностороннем порядке с 1 января 2025 года.
Перевозчики просят вмешаться в ситуацию представителей Петропавловского городского маслихата. Ведь она действительно является критической. Сфера общественного транспорта в областном центре только начала налаживаться, уменьшилось количество жалоб от пассажиров, в городе почти на 80% обновили автобусы. Нельзя допустить, чтобы мы снова откатились в этом вопросе назад.
Евгения Кочевая