На женщину надо смотреть рано утром, пока она спит. А то проснется, нанесет на милое личико содержимое косметички и станет красавицей неописуемой и неузнаваемой.
Бабушка убеждала нас, внучек, что самая лучшая косметика – чистая вода, если умываться ею на заре-зорюшке, когда над речкой ангелы пролетели.
Только где теперь те речки, над которыми ангелы летают?! Да и бабушка забывала про свои экологически чистые советы и начинала вспоминать, как в молодости для привлечения женихов ее подружки мазали щеки сметаной, натирали щеки буряком — красной свеклой, брови красили сапухой – сажей из печки, а волосы смазывали деревянным маслом из лампадки. И получалось вот такая красота.
Бабушкины «мумуары» (так она говорила, нахватавшись от внуков мудреных слов) казались внучкам чем-то очень древним. Примерно, как Древний Рим, где все женщины вымерли, потому что пили воду из свинцового водопровода, а косметику тоже употребляли экологически опасную – смесь толченого свинца с такой же «сапухой» и каким-нибудь маслом.
Оказывается, матроны не сами это придумали, а позаимствовали у древнеегипетских родственниц Нефертити, которые измельчали в ступках малахит и другие цветные камни и применяли для красоты. Впрочем, первые упоминания о краске для ресниц можно найти в древней греческой и арабской литературе. Вероятно, даже в каменном веке наши прародители хотели быть красивыми и мазюкали свои лица белой и розовой глиной, подводили глаза сажей, о чем говорит увлечение раскраской тела у разных народов, ведущих первобытный образ жизни где-нибудь в джунглях Африки или на далеких от цивилизации островах. Там и мужчины, и женщины применяют косметику не только в ритуальных целях, как некогда индейцы, но и для определенного шарма и кокетства и отличия одного племени от другого.
Но китайцы считают, что и в деле красоты глаз они впереди планеты всей. У них есть легенда о том, что тушь изобрел философ Tин-Лчи в 1200 г. до н. э. Правда, это средство было создано им для затушевывания поверхностей иероглифов, вырезанных на камне. Рецепт их снадобья более сложный: смесь черного пигмента угля с клейкими веществами, полученными при сжигании хвойных пород дерева, с маслом для лампы, а оно, в свою очередь, смешивалось с желатином, полученным из мускуса и ослиных шкур. Находчивые китаянки стали применять это изобретение в качестве косметики для глаз. Заметим: чем меньше и уже глаза, тем больше туши и обводки применяют дамы всех стран.
Словом, зря говорят, «ничто не вечно под Луной». Вечно! Археологи уверяют, что у декоративной косметики, как у революции, нет ни начала, ни конца. Судя по раскопкам, первая тушь была изобретена в Древнем Египте. Там красавицы Египта для подчеркивания красоты глаз использовали весьма опасный состав — смесь масел и толченых цветных камней или сажи. Египтянки считали, что яркая краска делала глаза говорящими, выразительными, защищала их от пыли и якобы даже исцеляла различные заболевания. Косметику там делали и на основе сурьмы, что иногда становилось причиной смерти женщин. Свинцовая «тушь» была очень стойкой, но постоянное ее использование могло привести к слепоте. Поэтому дамам приходилось отказываться от столь опасной красоты.
Такая красотищща сохранилась на раскрашенных скульптурах и настенных рисунках в гробницах фараонов.
Те же методы применяли в Древнем Риме. Недалеко от римлянок ушли и древнегреческие женщины, смешивавшие пепел и смолу.
Красились обычно женщины, но изобретали для них краску чаще мужчины.
В конце XI в. патриарх Иерусалимской Римско-католической церкви Ираклий в своих манускриптах описал несколько способов изготовления туши. Наименее сложным был метод изготовления этого косметического средства, основанный на сжигании дерева. В зависимости от того, какая порода дерева сжигается, получается тот или иной оттенок. Самой лучшей черной краской и по сей день считается продукт, полученный путем сжигания виноградных косточек.
В Средневековье тушь даже наносить было некуда — ресницы и брови полагалось выщипывать — религиозные догмы диктовали женщинам быть максимально бестелесными и непривлекательными. Применение любой косметики тогда считалось страшным грехом и колдовством, соблазняющим бедных морально неустойчивых мужчин. За такое женщина могла угодить и на костер. Особенно надоевшая жена. Представьте такую натуральную красоту.
Одно время в Европе было модно быть беременной, как какая-то многодетная жена первого лица государства, поэтому под платья подкладывали подушечки. Но такие «экологически чистые» безбровые и безресничные Джульетты все равно умели привлекать (и дурить) своих Ромео. Нельзя красить ресницы? Но ведь про цвет лица ничего не говорится в суровых указаниях отцов церкви? И тогда было известно, что все разрешено, что не запрещено, — и дамы отбеливали лица глиной и рисовой пудрой.
В Европе и США по-настоящему популярной тушь для ресниц стала почти одновременно — в начале XX века, чему способствовал кинематограф, создавший моду того времени на выразительные печальные глаза в обрамлении черных ресниц и теней для век. Иначе на черно-белой пленке лица выглядели бы плоскими.
Героиням «великого немого» подражали обычные модницы. Но страшные синяки вокруг глаз выглядели так неэстетично, что кинематографистам однажды даже было запрещено снимать голливудских звезд в полной боевой раскраске, чтобы не провоцировать поклонниц на злоупотребление краской.
Лишь в середине XIX века некто Юджин Риммел некоторое время выпускал «настоящую тушь для ресниц». Но он, видимо, оказался плохим менеджером. Изобретение не оправдывало затрат на его производство, поэтому не получило популярности. Дамы предпочитали украшать глаза подводкой, а ресницы не трогали. Осталось только название средства – «риммел». Так в странах Востока и сейчас называют любую тушь для ресниц.
Изобретение первой «настоящей туши» связано с любовной историей. В 1913 году английский химик Терри Уильямс решил помочь своей белобрысой сестре Мэйбл не засидеться в «старых девах». 19-летний Уильямс смешал уголь с вазелином, спрессовал средство в брусочки, приложил кисточку и подарил свое изобретение сестренке. И – о, чудо! — Мэйбл намазала ресницы и вскоре получила предложение руки и сердца, а тушь в ее честь стала называться Maybelline — имя девушки + (вазе)лин.
Спрос на новинку компании «Мейбелин» был большой, следовательно, росли и доходы фирмы. Сначала тушь экспортировалась в Европу, но вскоре и там появились много своих производителей, которые всячески совершенствовали и рекламировали именно свою продукцию, хотя и сейчас она примерно одинаковая. Каждый следующий изобретатель добавлял в первую тушь что-то свое. Например, Макс Фактор усовершенствовал состав, добавив в средство воск, что делало ресницы блестящими, а тушь влагостойкой. Она получила признание у спортсменок — пловчих и любительниц морских купаний, хотя была не очень стойкой. Настоящую водостойкую тушь разработала в 1939 году Елена Рубинштейн. Ее основой стал скипидар. Он сохранял цвет, но имел ужасный запах и вызывал аллергию. Но ведь известно, что красота требует жертв. Женщины чесались, плакали, но ресницы все равно красили.
Много-много лет тушь была черной и выглядела как спрессованная плитка. Чтобы стать писаной красавицей, на нее нужно было поплевать, потереть брусочек маленькой щеточкой- гребешком и им же нанести краску на ресницы.
Современный тюбик-цилиндр с кисточкой-ершиком в крышке изобрела все та же Елена Рубинштейн в 1958 году. Тогда же появилась первая жидкая тушь во флакончике с аппликатором-щеточкой в виде маленького ершика. Тушь стала более удобной в использовании и занимала мало места в косметичке.
Неправда, что советским женщинам была недоступна изысканная косметика! Девчонки и сами придумывали средства не хуже зарубежных. Если взять из набора цветных карандашей черный, воткнуть его грифель на ночь в кусок хозяйственного мыла, то утром он станет мягким. Вот вам и тушь! Только в дождливую погоду не гуляйте. Черные слезы, бегущие по щекам девушки, — и сейчас любимый прием киношников для передачи ее горя безутешного.
Запад в это время уже провозгласил иконой стиля Твигги с ее огромными «кукольными» ресницами самой толстой части ее тела. Подумаешь – длинные ресницы! Если взять комочек ваты, повозить его по намоченному брусочку туши, а потом по ресницам, то волокна хлопка прилипнут к волоскам и будут выглядеть их продолжением.
В это же время была выпущена первая цветная тушь. Ресницы голубые, синие, розовые, золотые, серебряные! А что творилось, когда появились тени для век! Достать их можно было только у спекулянтов. Возникла целая наука, какая тушь и тени подходят к тому или иному цвету глаз и платья. Школьницы и студентки точно знали, у какого преподавателя можно на первом уроке спрятаться за сумку с учебниками и накраситься так, что на первой переменке, когда становилось светло, все выглядели как клоуны в цирке.
Считается, что искусство такого яркого макияжа распространялось по всему миру после фильма из жизни Древнего Египта «Цезарь и Клеопатра» (1963 г.) Грим для Элизабет Тейлор в роли Клеопатры был сделан с цветной статуэтки Нефертити. И сразу появилась мода на стрелки вокруг глаз, их толстую обводку и на разноцветные тени для век. Несмотря на то, что синие, зеленые, фиолетовые, розовые веки делали женщин похожими на экзотических птиц, производители косметики всячески поддерживали и рекламировали и эту моду. Ведь она приносила им огромные доходы.
Сейчас много говорят и пишут о контрафакте, о продаже товаров народного потребления без сертификатов, что так вредно для здоровья. Но косметика, в том числе и та, которая попадает в глаза, по-прежнему остается вне зоны контроля специалистов.
Только реклама утверждает, что сегодня тушь, как в Древнем Риме или Египте, «не только подчеркивает красоту женских ресниц, но и ухаживает за ними».
Особенно популярна косметика для глаз в восточных странах, хотя у большинства тамошних красавиц из-под паранджи видны только прекрасные глаза. Они всегда должны были поражать сердце мужчины с первого взгляда. Здесь тоже считается, что угольно-черная краска не только подчеркивает и оттеняет глаза, но и защищает их от болезней. Это не более чем легенда. Напротив, краска иногда бывает ядовитой, вредной для глаз, вызывая раздражение, аллергию и даже слепоту. И все-таки обитательницы гаремов, как в Средневековье, с древности выщипывали брови (и остальную нежелательную растительность), а для ухода за ресницами издавна использовали опасную для здоровья сурьму, которая накапливается в щитовидной железе и вызывает эндемический зоб. Краску для глаз тогда готовили из бараньего жира, миндального масла, усмы, басмы и этой самой сурьмы. Такую тушь наносили на ресницы тонкой деревянной палочкой, иногда добавляя в нее для объема золу, а она не что иное, как щелочь. Так и сейчас поступают, например, женщины Афганистана, хотя большинство из них с глазами зарыто паранджой.
В Узбекистане до сих пор на базарах продается усма (или усьма) для окраски волос, бровей и ресниц. Ее рекламой полон Интернет, усму даже подделывают, заменяя ее какой-то похожей травой. В местных «бутиках» предлагают и множество препаратов на основе «целебной» и «полезной» усмы, даже выжатое из нее масло.
Сейчас появилось множество фальшивых ресниц, которые просто приклеиваются к векам. Красивой быть не запретишь, прогресс не остановишь. Вот уже на церемонии вручения премии «Оскар» Дженнифер Лопес появилась с ресницами, изготовленными из меха лисы. Что дальше?