Врач и краевед из Санкт-Петербурга Михаил Морозов, в газетных фондах прошлого столетия отыскал интересные подробности развития судоходства на реке Ишим, сообщает корреспондент Петропавловск kz— ИА REX – Казахстан.
Листая ежедневную общественно-литературную газету «Приишимье» столетней давности (№82 от 30 мая 1913 года, Акмолинская область) в Газетном фонде Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга Михаил Морозов наткнулся на такую заметку:
К вопросу о судоходстве на реке Ишим
«Весной 1912 года крестьянин Домников проплыл на моторной лодке по реке Ишим от Петропавловска до города Ишима! Допуская возможность судоходства на этой реке, он обратился с докладной запиской по э тому вопросу в министерство путей сообщения, прося ссуду на приобретение парохода и баржи.
В то же время господин тобольский губернатор проплыл на пароходе вверх по течению Ишима от устья до села Абатского. Министерство предложило губернатору представить доклад по вопросу о судоходстве Ишима.
Вследствие всего этого 8 мая в городе Ишиме было созвано совещание под председательством советника губернского правления господина Виноградского из представителей разных ведомств (гос.имуществ., акцйизного, переселенческого и др.), торговли и промышленности с участием городской головы, директоров банков (городского и русского для внешней торговли) и представителей водных мельниц, как стороны страдающие, всего 25 человек. На совещании было поставлено три вопроса.
- Признаёт ли совещание желательным судоходство по реке Ишиму? Собрание, считая всякий путь сообщения фактором экономического развития края, признало судоходство по Ишиму желательным.
- На какие грузы и в каком количестве может рассчитывать будущее судоходство по Ишиму, покроются ли затраты на оборудование реки доходами, которые сможет оно получить? При разрешении этого вопроса собрание имело ввиду: а) открытие великого северного пути (по мнению собрания – это вопрос времени) и б) возможное открытие водного пути, соединяющего Обь с Волгой.
Обсудивши вопрос, собрание пришло к заключению, что судоходство по Ишиму, при условии открытия северного водного пути, помимо того, что окупит расходы по оборудованию реки и получит доход, окажет оргомное влияние на экономическую жизнь Ишимского края и Акмолинской области, так как возможность обоим хлебородным районам дешевле экспортировать за границу хлеб и масло.
- Не будет ли ущерб населению значительнее благ, ожидаемых от судоходства? Выяснив с одной стороны, всё увеличивающееся распространение мельниц с паровыми и нефтяными двигателями, а с другой – что население всё чаще прибегает к услугам последних, не смотря на то, что ценаза помол на них выше на 3-4 копейки. Собрание и здесь пришло к единогласному заключению, что судоходство по Ишиму только желательно. О результатах совещания будет сделан доклад и представлен табольскому губернатору.»
Подготовила Екатерина Назаренко
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск