В Астане прошёл семинар для журналистов на тему «Корпоративная культура и профессиональная этика. Медиакомплаенс – как механизм регулирования глобального медиа пространства», в котором приняли участие корреспонденты Петропавловск kz – ИА REX-Казахстан. Работники пера и микрофона с Караганды, Петропавловска, Актобе, Атырау и Астаны собрались для получения новых знаний от тренеров, в роли которых выступили правовой эксперт Московского бюро по правам человека Борис Пантелеев и руководитель юридической службы Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Ганна Красильникова.
Организатором семинара выступил Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» при поддержке Кластерного бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану Таджикистану и Узбекистану. Работники газет, интернет-сайтов и телевидения обсуждали предлагаемый к принятию казахстанский Кодекс этики журналистов и выявляли его сильные и слабые стороны. Представители казахстанских медиа заметили, что текст написан явно не журналистами, потому как в нем не учитываются особенности работы отечественных СМИ, к тому же многие понятия давно устарели. Например, в предлагаемом кодексе журналистам прописываются правила составления заголовков статей, а ведь сегодня над ними работают в республиканских изданиях целые отделы или, по меньшей мере, специальные люди. Заголовок несёт уже не только смысловую нагрузку, но и должен привлечь внимание читателей, так сказать, «зацепить взгляд». Сегодня развитие интернета и информационных технологий позволяет журналистам работать в мультимедийном формате, одновременно писать текст, брать аудиоинтервью, делать фото и снимать видеоряд, постепенно развивается блогосфера и народная журналистика. К тому СМИ, это уже не только журналистика, многие из них занимаются рекламным и развлекательным контентом. По мнению участников семинара и тренеров кодекс этики журналистов должен отвечать этим реалиям, учитывать все ньюантсы и помогать представителям СМИ, а не наоборот. Поэтому и должен идти «снизу», а не навязываться чиновниками. Альтернативой кодексу может стать новый инструмент – медиа комплаенс.
Медиа комплаенс – это система стандартов для СМИ, которые внедряются собственником с учётом интересов издания и особенностей работы. Прежде всего – это корпоративные кодексы этики, принимая которые компания берет на себя обязательство соблюдать принципы честной конкуренции, не нарушая законодательство. Эти стандарты включают в себя внутреннюю систему контроля, обучение сотрудников, создание конфликтной комиссии из числа известных журналистов региона по разрешению проблемных ситуаций. Медиа комплаенс — это современный и действенный инструмент юридической защиты СМИ при судебных разбирательствах и других проблемах. К тому же даёт конкурентное преимущество при работе с крупными компаниями, так как гарантирует независимость и профессионализм журналистов.
По сути, комплаенс уже действует в казахстанской сфере медицинского бизнеса, бухгалтерии (ИСО стандарты), банках и других крупных компаниях, а вот в СМИ – пока нет. И его могут внедрить собственники медиа ресурсов Казахстана сами.