В декабре казахстанцы отмечают много праздников. Значит, часто ходят в магазин за покупками и подарками. Чтобы приобретённые вещи приносили только радость, специалисты рекомендуют ознакомиться с основами потребительской грамотности. Правила просты, несмотря на это предостерегут от лишних проблем, сообщает корреспондент Петропавловск.kz.
Чтобы купить качественный товар, нужно уметь его выбирать и знать права потребителя.
— Первое, что нужно знать: покупатель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре. В неё входят страна производитель, срок годности, состав. Для техники – это наличие или отсутствие гарантийного срока, информация по эксплуатации, — говорит руководитель департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области Лазым Мияшева. – Второе – этот право на обмен или возврат товара, как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
Здесь стоит помнить, что вернуть можно как товар с браком, так и качественное изделие, которое, к примеру, просто разонравилось.
По словам Лазым Мияшевой, каждый потребитель имеет право обменять товар надлежащего качества в течение 14 календарных дней после покупки. Но есть условие, что вещь не была в эксплуатации, сохранены потребительские свойства, в том числе все бирки и этикетки. Товар должен иметь первоначальный вид, как после покупки в магазине.
Однако есть товары, которые нельзя вернуть при условии надлежащего качества.
— Это лекарственные средства, медицинские изделия, животные и растения, чулочно-носочные изделия, нательное бельё, метражные товары и абонентские устройства сотовой связи, — рассказывает руководитель регионального департамента по защите прав потребителей. – Право на возврат этих товаров есть только при наличии брака.
Если потребитель в течение гарантийного срока обнаружил заводской брак, то товар можно вернуть и забрать деньги, поменять или бесплатно отремонтировать.
— Если на товаре не установлен гарантийный срок, то потребитель согласно Гражданскому Кодексу имеет право предъявлять требования по качеству в течение 2 лет, поскольку другой срок не обозначен договором между покупателем и продавцом, — уверяет Лазым Мияшева.
Цена на товар при наличном и безналичном расчёте должна быть идентичной. Потребитель имеет право купить продукт по стоимости, указанной на витрине.
— Часто бывает, что цена на витрине и в кассовом чеке отличаются друг от друга. Если на кассе придумывают тысячу причин, чтобы продать продукт по другой цене, невыгодной для покупателя, не стоит теряться. Нужно обратиться в администрацию торговой точки и помнить о своём праве купить товар по витринной стоимости. Случается, что администрация отказывает в этом. Тогда покупатель имеет право написать письменную претензию руководителю или собственнику торгового объекта. Если в течение 10 календарных дней в добровольном порядке ситуацию не исправляет, то прямая дорога в департамент по защите прав потребителей.
Отметим, что за 11 месяцев в департамент поступило 600 обращений. Из них 70% касались сферы торговли. Надеемся, что указанные советы помогут совершать только удачные покупки! С наступающими праздниками!
Достык продуктовый этим (ценник один, на кассе цена — выше) часто «грешит»