Автор: Сергей Виниченко. Глубокий интерес к изучению истории открыл для меня мир людей, так или иначе с нею связанных – краеведов, писателей, поэтов, журналистов. Посетители из дальнего и ближнего зарубежья, побывавшие в разное время в Пресногорьковском школьном музее, унесли в своей душе нечто важное для себя – сопричастность к историческим событиям прошлого. Каждая такая встреча была для меня неким откровением. Общение расширяло горизонты моего сознания, давало новую пищу для размышлений, побуждало работать более продуктивно. Встречи были неслучайны. В числе посетителей были школьники, писатели, генералы и потомки генералов, министры и депутаты, силовики и журналисты, иностранные путешественники и архивисты, кандидаты и доктора наук.
Из этого большого числа неравнодушных посетителей можно определить группу людей и назвать их «искатели». Расскажу лишь о некоторых из них.
Дедов
Об Александре Ивановиче Дедове впервые узнал от своего одноклассника Ивана Михайловича Панина. Встретились как-то на пограничном пункте пропуска, завели разговор о близкой родине. Тут Ваня и сказал мне — дескать, есть в Половинном уважаемый человек, Иваныч, тоже книжки пишет о нашем крае. Хоть край этот и разделен некогда границей, а всё же наш, с единой историей. Любопытство моё подогрела журналист Галина Михайловна Абрамова – взял у неё книгу Александра Ивановича «В степи эха нет». Начал листать и понял, что никогда ничего подобного о судьбе русского крестьянства не читал. При прочтении, помнится, мелькнула мысль о колоссальном душевном напряжении, которое должен был испытывать пишущий. Без определенного эмоционального настроя, жестоко бьющего по сердцу, такое не написать.
Когда же Иван приехал в пресногорьковский музей и не один, а с автором книги я, честно говоря, заробел. С разными людьми сводила меня судьба до этой встречи, но никогда прежде не испытывал такого чувства. Александр Иванович, видимо, понял моё состояние и через несколько минут общения появилось ощущение, будто знакомы мы многие годы. Родство душ проявилось буквально во всём – Иваныч будто-бы жил прошлым, он наяву видел героев своих книг, душою ощущал исчезнувшие навсегда штрихи эпохи. О чем бы ни зашла речь – всюду мы находили точки соприкосновения. Мы встречались на презентациях наших книг, в официальной и домашней обстановке, обсуждая всё новые и новые темы, имевшие отношение к поиску пропавших без вести и ныне здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны.
В характере Александра Ивановича живо сочетался историк и краевед, писатель и поэт, журналист и оратор. Его рассказы о прошлом можно было слушать часами, позабыв о времени. Двор его напоминал хранилище древностей, изобиловал разным железом из прошлых веков. Многие артефакты были переданы им в Половинский районный музей и выставлены в качестве экспонатов. Судьбы людей особо привлекали писателя. Это особенно чувствуется при чтении книги очерков «Люблю не претендуя» и целого ряда поэтических сборников. Познакомившись с моими исследованиями истории Архистратиго-Михайловского женского монастыря, имея в личном архиве воспоминания родной тёти – монахини, Иваныч долгое время работал над художественной книгой «В тени монастырских стен», где выдвинул свои версии расстрела монахинь.
Он постоянно работал – писал стихи, прозу, созвал местных поэтов и писателей в литературное объединение «Половинские родники». В него вошли замечательные поэты Зауралья Ю.А.Сафронов, С.П.Шохирев, Н.Х. Писарев, А.А.Горлов. Известная ныне на всю Россию Марина Перова (Каргопольцева) свои первые стихи читала поэтам «родников».
Кроме вещей духовных Александр Иванович создавал вещи земные. По его признанию за свою жизнь он сложил в крестьянских избах более семисот печей и слыл искусным печником. Сельский самородок из глубинки своими крепкими руками делал любую работу – косил, подшивал валенки, валил лес…
Он всё время помогал людям – и отдавал, отдавал, отдавал. Увидев мои материалы по истории края, он тут же нашёл спонсора, организовал презентацию одной из моих книг: «Пресногорьковская казачья линия».
18 августа 2015 года я в последний раз услышал голос друга – Александр Иванович прочёл по телефону новое стихотворение о войне. Через расстояние я почувствовал, что эмоции захватили его целиком, сердечная боль передалась и мне. Стало тревожно на душе, и вспомнились строки Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Иваныча не стало на рассвете следующего дня…
Стародуб
Как-то, в период начала компьютеризации школ, учителей района собрали на встречу с Валерием Васильевичем Стародубом. Я многое слышал о нём и раньше, читал в прессе его статьи, но знаком не был. На сцену вышел невысокий коренастый человек и сразу начал разговор. Речь его отличалась необычайной живостью, была чрезвычайно яркой и эмоциональной. В холодном зале народ слегка познабливало, а человеку на сцене было жарко – в середине выступления он снял пиджак и остался в рубашке с коротким рукавом! В течение двух часов происходило настоящее действо и главным его режиссёром был Валерий Васильевич Стародуб. О, казалось бы, известных вещах он говорил с таким напором, что люди в зале невольно поддались обаянию оратора и слушали с неподдельным интересом. Многое из сказанного было новым и оказалось весьма полезным для присутствующих. Я несказанно удивился, узнав, что выступающий по специальности не филолог, не историк, а вовсе даже физик. В моём сознании сложилось совершенное убеждение о превосходстве гуманитариев над всем остальным сообществом учителей во время публичных выступлений. Открытие в физике такого дара стало неким откровением — уже в первые минуты выступления я проникся к нему чрезвычайным уважением.
Первое впечатление, вопреки известной поговорке, не стало обманчивым. Наше знакомство продолжилось — однажды Валерий Васильевич привез в Пресногорьковку журналистов из телекомпании «Хабар». Программа называлась «Тайны зодчества», и мы с большой пользой провели время, облазив все потаённые места бывшей казачьей крепости. Валерий Васильевич с большим интересом расспрашивал о караванных трактах, сложившихся в бытность Великого Шёлкового пути, о проезжавшем по северу Казахстана наследнике престола, о побывавшем в Пресногорьковке Чокане Валиханове. Его разносторонние знания в исторической науке и краеведении опять удивили меня своей глубиной и объемом. В дальнейшем, читая его книги и статьи по краеведению, я понял, что судьба свела меня с настоящим учителем, знатоком своей малой Родины, сделавшего непомерно много для воспитания молодого поколения. Валерий Васильевич – «Отличник просвещения КазССР», «Заслуженный работник культуры РК», лауреат премии «Казына» Костанайского клуба меценатов, создатель Народного театра в Сарыколе, аналога которому в республике и за ее пределами не сыскать, автор шести книг и бесчисленного множества публикаций в СМИ. Многогранна общественная деятельность педагога – от экскурсовода до представительства в Ассамблее народов Казахстана.
Созданный краеведом Стародубом труд «Сарыколь», на мой взгляд, является примером того как можно отразить в печатном издании историю отдельно взятого района, с оговоркой, что для этого нужно иметь в районе такого краеведа, заменившего целый писательский коллектив. Книги автора, изданные небольшими тиражами, стали в одночасье краеведческими раритетами, их не найти на богатых книжных продажах, они пришли к тем, кому предназначались изначально. Исторические очерки пробуждают живой интерес к далекому прошлому нашего Отечества, дают пищу для глубоких размышлений о скоротечности человеческого бытия и его предназначении. В каждой строке чувствуется огромная любовь к жизни, окружающему миру, людям, родной земле. Читатели испытывают чувство глубокого сожаления, перевернув последнюю страницу его книг о наших предках. Я рад, что среди многих подаренных книг на моей полке стоят труды сарыкольского краеведа, собрата по краеведческим изысканиям.
Винокуров
Встреча с московским историком Олегом Александровичем Винокуровым состоялась в жарком августе 2010 года. Вернувшись с очередной учительской конференции я с удивлением обнаружил стоящий у ворот дома видавший виды велосипед советского производства, увешанный потёртыми рюкзаками и свертками.
Хозяин велика сидел на диване в прохладной затемненной комнате и потягивал чай с сушками. Крепкий молодой парень, весело улыбаясь, протянул мне руку и представился: «Олег». В этом русском богатыре присутствовала какая-то детская восторженность от самого факта пребывания в станице Пресногорьковской. С первых минут общения стало ясно, что Олег обладает поистине энциклопедическими познаниями о гражданской войне в нашем крае. Многие месяцы провёл он в залах Российского государственного исторического архива, работая с документами Пятой Красной армии. В старых пожелтевших бумагах исследователь часто встречал названия сёл и станиц Горькой линии. Предки Олега были казаками посёлка Крутоярского Пресногорьковской станицы 1-го военного отдела Сибирского казачьего войска. Это обстоятельство и желание своими глазами увидеть места боёв через девяносто лет после событий подтолкнуло историка к дальней поездке. На курганской электричкеон пересёк границу с Казахстаном и вышел, держа за раму старенький велосипед, на первой станции Зерновой. Вскоре оказалось, что для отметки в миграционной карте нужно было доехать до Троебратного. Пришлось сделать внушительный круг до Пресногорьковки по сильной жаре.
Но усилия оказались не напрасны – в пыли степной дороги историк увидел её – пулю. Кусочек свинца в стальной оболочке будто ждал путешественника долгие годы после того, как покинул канал ствола мосинской трёхлинейки и полетел в сторону противника, белого или красного, Бог ведает. Олег показал мне пулю, бережно качая её на ладони и тут же стал расспрашивать о старожилах, их воспоминаниях о прошлом. До захода солнца бороздила моя «Нива» окрестные поля и веси. Олег проверял свои версии на местности – сопоставлял и анализировал рапорты и донесения командиров полков и бригад, находил возможные места расположения окопов и пулемётных гнёзд, оценивал мои поиски. Стало ясно, что говорящий со мной человек живёт сразу в двух временных периодах. Мне показалось на миг, что я вижу своё отражение в зеркале, только много моложе – настолько совпадали наши цели и пути их достижения.
Из Пресногорьковки Олег поехал по Казачьему тракту на восток, по пути движения дивизий Пятой Красной армии. Свой путь до Петропавловска он преодолел, ночуя на берегах огромных пресных озёр Горькой линии, фотографируя памятники, беседуя со старожилами. Он осуществил мечту – увидел своими глазами места боёв Петропавловской операции. Результатом исследований стали книги. В них в хронологическом порядке выстроена цепь событий лета-осени 1919 года. На следующую осень Олег прошёл пешком от Сибирского редута, крайнего на западном фланге Сибирского казачьего войска, до Ишима. Я проводил его до Камышловки (ныне не существует – прим. С.В) и долго смотрел вслед, пока маленькая фигурка с металлоискателем и рюкзаком не слилась с темнеющими на горизонте берёзовыми колками. И новый итог – книга…
Остатки крепостей и редутов линии сильно интересовали Олега. Однажды поздней ночью затрезвонил сотовый телефон – звонил мой давний друг Олег Геннадьевич Шилов. Два Олега заночевали на полигоне крепости – звезды Лебяжьей, валы которой неплохо сохранились. На следующий день мы уже совместно обследовали оплывшие валы и рвы Сибирского редута. В эту встречу москвич передал в музей фуражку и «ермаковку» — неуставную гимнастёрку сибирских казаков. Она была сшита его супругой по образцам старинной формы.
В мае 2011 года Олег навестил соседний район Курганской области с целью организации раскопок у села Башкирское. Вместе с Александром Ивановичем Дедовым мы проехали по местам боёв «железной» Ижевской дивизии генерала В. Молчанова, нас ожидал ряд интересных встреч с жителями деревень Менщиково и Александровка, братские захоронения белых и красных бойцов, заброшенные и заросшие травой. Раскопки были проведены в конце августа на погосте села Башкирское. В них участвовали профессиональные копатели, представители казачьих объединений, любители истории. Олег собрал нас всех, использовав возможности интернета. Над чёрным квадратом раскопа склонили головы потомки тех, чьи тела сложили в яму девяносто лет назад местные жители. На «лежаке» были подняты два человеческих костяка со следами сабельных ударов. Найдены пули, пуговицы с орлом, запал от трёхдюймового снаряда. Стало ясно, что в захоронении лежит много погибших, факт казни был доказан. На братской могиле был поставлен крест, убиенных отпели по православному обряду. Сегодня книги и многочисленные статьи Олега Александровича Винокурова читают на многих сайтах, посвящённых гражданской войне и крестьянским восстаниям в Зауралье и Северном Казахстане. В них историк предельно объективен, для него гражданская война – это трагедия всех сторон: белых, красных, зелёных. Каждый из них шёл в бой со своей правдой. Олег Александрович — признанный эксперт этого периода истории.
Его «ермаковка» по-прежнему занимает почётное место в музее и вызывает неподдельный интерес у посетителей.
Крейтер
С Эриком Викторовичем Крейтером меня связывает не только общность интересов, но и общность судьбы. Вехи нашего жизненного пути удивительным образом переплетаются – учёба в одной школе, служба в армии на Дальнем Востоке, исторический факультет Кустанайского педагогического института имени 50-ти летия СССР, музейная и краеведческая работа. Запаздывая на два года, я шёл за Эриком практически в след.
Крейтер – учитель истории высшей категории, отличник образования КазССР, основатель музея в Песчанке, директор школы. Музейная комната была забита артефактами, начиная от находок эпохи неолита и заканчивая огромным ткацким станком дореволюционного изготовления. Каждый экспонат, даже винтовочные гильзы, которых набралось не одно ведро, были тщательно пронумерованы и занесены в книгу поступлений. Часть музейных экспонатов находились на школьном дворе, под открытым небом — это была коллекция крестьянского сельхозинвентаря от времен царя Гороха до наших дней. Вспоминаю забавный случай, происшедший в Песчанке в конце лета 1988 года. В школе был назначен районный семинар историков. Я приехал первым и директор предложил мне посмотреть как здорово залита гудроном крыша двухэтажной школы. По пристенной железной лестнице в парадных костюмах при галстуках мы с Эриком Викторовичем взобрались на крышу, прихватив с собой старинное капсюльное ружье середины XIX века. Эрик предложил встретить автобус с методистами и заведующим РОНО В.Н. Бурхацким огненным боем. На наше счастье, последний был тоже историком и лишь мягко пожурил за «горячую» встречу.
В начале девяностых мы с Эриком побывали в Ленинграде. По улицам уже бродили толпы народа, размахивая триколором, красными и иного цвета стягами. Словно в революционном Петрограде 1917 -го в воздухе пахло грозой. За несколько дней по купленной в киоске карте мы обошли все места, знакомые нам по книгам и фильмам. Отломив для музеев по куску камня в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, вытащив из одеяла Екатерины Великой по нитке в Монплезире, представив у памятника Петру, как Бестужев точил о камень свою шпагу, мы отправились домой. Долго вспоминали потом, как я закрыл друга в камере бастиона по его просьбе – он хотел представить ощущения сидельцев – и изумление группы экскурсантов, обнаруживших в одной из камер человека!
В конце 90-х Эрик с семьей вынужден был уехать из страны. Песчанка постепенно вымирала, школу закрыли, а сегодня разобрали и здание. Эрик создал для своей малой Родины памятник – в Германии закончил и опубликовал шестисотстраничный труд «Редут Пещаный. Вехи истории». Он показал всему миру возможность воссоздания истории небольшого поселка путём колоссального напряжения сил одного из его жителей.
Крейтер – один из немногих историков соединивших в своей книге и очерках родниковую свежесть старины из воспоминаний старожилов и академическую сухость официальных источников. Такой подход к описанию событий прошлого делает историю живой, яркой и осязаемой. У читателя возникает чувство сопричастности к происходившему, появляется интерес, заставляющий искать всё новые источники по затронувшей душу теме. Автор словно сам проживает рассказы старожилов старинного казачьего посёлка на далёкой окраине Российской империи. Они остаются в его памяти, чтобы вновь ожить на страницах книги, посвящённой далёкой родине и людям, оставшимся там навсегда. Немного написано подобных книг, уникальных по содержанию, приподнимающих завесу забвения с минувших лет. Сколько посёлков на необъятных просторах бывшего Советского Союза превратились в поросшие травой бугры – не нашлось для описания их истории своего летописца, а жаль…
В редкие приезды на малую родину, по признанию Эрика Викторовича, он почти не спит. «Не могу надышаться нашим воздухом, брожу ночами по берегу озера и так радуюсь лунной дорожке на воде!»…
Часто листаю подаренные мне книги и стихи искателей и вновь общаюсь с краеведами, поэтами А.И.Сусловой и А.Л.Атюгановым, С.П.Шохиревым и Ю.А.Сафроновым, писателями Т.А.Булевич и С.А.Угрениновым, Н.Г.Лавриновым и Ильёй Ивановичем Шуховым, людьми науки — Сергеем Михайловичем Жалыбиным, Н.А.Ерёминым (Москва), М.О.Абсеметовым (Нур-Султан), Ю.Я.Бондаренко, Н.А.Букетовой (Алматы), С.Ф.Шатиловым (Воронеж), С.М.Андреевым (Омск), В.А.Шулдяковым (Омск), В.И.Усановым (Тюмень), историками В.Б.Масляевым, А.В.Каратаевым, Э.П.Фазуллиной (Москва), журналистами В.В.Веденко (собкор Казправды), А.Г.Ермоловичем, В.М.Моторико, М.Первухиной (РИА Новости, Москва), Ф.Дандыбаевым. К категории искателей по праву можно отнести архивиста Армана Козыбаева (Костанай), учителей истории Асхата Алтыбаева (Рудный), Сергея Вечера и Яну Ванжу (Весёлый Подол), Т.М.Мельникову, Р.И.Борисенко (отдел краеведческой литературы КОБ им.Толстого), Ю.П.Буданову ( Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья), руководителя музея ДВД П.Г.Щедрина (Костанай), Владимира Николаевича Виниченко, поисковика и реставратора С.Б.Игнашкова (Петропавловск).
По мере сил и знаний стараюсь ответить на интересующие людей вопросы. Так, сюжет о храме во имя Казанской Божьей Матери в Пресногорьковской снимал один из ведущих корреспондентов передачи «Военная тайна» (REN-TV) Вадим Бабюк. В течении нескольких часов шла запись рассказа об истории храма.
Секретарь о.Дмитрия Смирнова(1951 – 2020, Москва) Сергей Иваненко занимался поисками своих предков, однажды приехал ко мне с просьбой рассказать о местных дореволюционных приходах.
Искусствовед Государственного музея искусств им. А.Кастеева Оксана Танская побывала в Пресногорьковке, после чего совершила зимнюю поездку в Архистратиго- Михайловский монастырь, преодолевая с помощью местных властей двухметровые сугробы.
Образцом любознательности, истинной интеллигентности и умения изложить факты на бумаге, настоящим искателем, для меня является Антонина Ивановна Казимирчик, историк и журналист с большой буквы.
И этих людей тоже можно смело причислить к искателям.
Мои друзья всегда со мною – и те, кто далеко, и те, кто ушёл «долиной смертной тени». Они – Хранители памяти. Без них скучно было бы жить на нашей вечной земле.
Книги Виниченко С.Н.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
«и вспомнились строки Высоцкого»
А вот эту вот *** вспоминать не надо.
222… пожалуйста пишите без ругательств, я их не могу пропустить, мы же в эфире на всю страну)
Отличный рассказ, о людях которые хотели чтобы мы незабывали об истории нашей родины.
Спасибо Сергей за добрые слова! И хотя, часто в нашей жизни история делается прямо на глазах, изучать прошлое тоже необходимо. Это помогает уберечься от ошибок в будущем. Бог даст, через пару-тройку лет, подготовлю книгу по мятежу 1921 года в современной Курганской области и на Горькой Линии.