Вновь тема выпуска музыкальной рубрики Петропавловск.kz – рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
«У Вас ретро-ностальгия?»
Сергей Рудницкий
Всё предельно просто – всегда слушал то, что мне близко, не заморачиваясь по поводу возраста любимой музыки. Тем более по поводу срока годности, который, судя по всему, неограничен…
Двойному альбому «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (издавался он и в виде комплекта из двух пластинок) в этом году – сорок пять. 10 мая исполнилось сорок лет со дня премьеры киноверсии Владимира Грамматикова. 23 июля 1853 года погиб прототип главного героя, как известно, будучи не чилийцем, а мексиканцем. В свете круглых дат – несколько фактов, так или иначе имеющих отношение к легендарной рок-опере.
Предварительное прослушивание прошло столь неуверенно, что Алексею Рыбникову пришлось допевать самому. Тем не менее, Марк Захаров решил ставить спектакль – и представить его худсовету вне плана. В репертуаре театра «Звезда и смерть» была с 1976 по 1993 гг. Достать билеты было, мягко говоря, проблематично, причём опера собирала битковые аншлаги не только на театральных подмостках, но и на стадионах.
***
Однажды, забыв в процессе спектакля текст («Господи, помилуй и наставь раба…»), Александр Абдулов принялся имитировать неполадки с микрофоном. Впрочем, извинения звукорежиссёру актёр потом принёс.
***
По признанию Андрея Харитонова, сыграть Хоакина было его мечтой – главным образом благодаря гениальной музыке Алексея Рыбникова. Разумеется, на главную роль в киновоплощении претендовали и другие – в частности, Анатолий Хостикоев, позднее снявшийся в «Миллионе в брачной корзине».
***
В фильме 1982 года «Месть Хоакина» использована в качестве инструментального трека (фрагментарно инструментальный вариант звучит и в фильме «Чужая компания»). Конные трюки делались на лошадях из конюшни Будённого.
***
Совсем уж неожиданно, в ленте на производственную тематику «Его отпуск» (в главной роли Анатолий Кузнецов) присутствует «Ария Звезды» — точнее, её фрагмент. «Я твоя свобода…»,- напевает героиня картины.
***
В завершение. Вспоминаю себя 14-летним, взявшим послушать двойник со «Звездой» у школьной учительницы музыки. Второй диск оказался покоробленным (игла подпрыгивала, как на старом патефоне!), но, несмотря на это, не случилось ни одного перескакивания, и шедевр был благополучно переписан на магнитофон. Когда отзвучали последние аккорды, ещё долго не мог прийти в себя. Мурашки от «Мурьеты» бегут до сих пор – но всё же тогдашнее восприятие сегодня видится более эмоциональным и непосредственным. Куда подевался мальчик, которым я был когда-то?..
Дмитрий Авдеев