29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Интерактивная колонка «Винилового клуба»: Наше время – время «пик»…

Два песенных варианта на стихотворение современного классика – тематическая основа авторской колонки музыкального обозревателя Петропавловск.kz.

« — И как только выдерживали рабочий график по три, четыре, пять концертов в день?- однажды удивился я вслух, обращаясь к собеседнику. – Ещё и погулять успевали!- улыбнулся Валерий Рязанов, в 80-е объездивший необъятные просторы родины с ансамблем «Сябры». – И программу играли с закрытыми глазами…».
Но и пять (живых!) концертных выступлений за день не были тогда пределом для наших профессиональных филармонических коллективов; а потому нет-нет да мелькнет шальная мысль: как долго выдержали бы в своем неизменном классическом составе “Led Zeppelin” или “Queen”, оказавшись в условиях советского гастрольного «чеса»?..
В фильме «Фантазия на тему любви» Группой Стаса Намина довольно точно была разыграна сцена бешеной спешки, цейтнота: «Нету времени! Приедешь? Не могу…». Тем не менее, вполне оптимистично решенный в аранжировке рок-н-ролл «Утро и вечер» (альбом «ГИМН СОЛНЦУ» — прим.авт.) оказался не единственной попыткой написания музыки на известное стихотворение Юрия Левитанского; так, в цикл «Кинематограф» ВИА «Пламя» была включена «ритм-энд-блюзовая мистерия» (по определению А. Троицкого) – «Время “пик”»…
— В это время я работал в другом творческом коллективе,- вспоминает артист ансамбля «Пламя» Станислав Черемухин. — Художественный руководитель «Пламени», композитор Сергей Березин в содружестве с режиссером Вячеславом Спесивцевым задумали и осуществили постановку музыкально-литературного спектакля «Кинематограф». Эта работа была обусловлена тем, что коллектив искал новые концертные формы — более совершенные и сложные, чем песенный жанр.
Музыку к спектаклю сочинил, конечно же, Сергей Березин, на стихи серьезных отечественных поэтов (не все вошло в одноименную пластинку). Были изготовлены декорации и проведена колоссальная репетиционная работа. Спектакль с точки зрения художественности был интересен и содержателен. В тот период времени, когда ведущие ВИА страны ставили рок-оперы, мюзиклы и тематические программы, «Кинематограф» стал заметной, серьезной работой. Но, насколько мне известно, публика, поклонники «Пламени» не поняли и не приняли его. Они ждали своих кумиров, знакомые, напевные песни, и сложная фактура спектакля была для них неприемлема…
Насколько мне известно, спектакль выдержал несколько месяцев проката и был снят с гастрольного плана — вновь вернулись к песням, стараясь влиться в звучавшую в то время танцевально-электронную музыку. Что впоследствии и перешло в группу «Нескучный сад»…
Период подготовки материала «Время “пик”» я частично застал (примерно 1980 г.) – т.е. диск предшествовал «Кинематографу» (в студийной версии отдельными номерами композиции вышли, соответственно, в 1982 и 1984 гг. – прим.авт.). Для того времени эта была новаторская работа. Музыка была написана на стихи выдающихся поэтов того времени, с глубоким, нередко философским содержанием. Программа являлась попыткой привнести роковые традиции в уже известный стиль коллектива, и это удалось. Музыкальные фрагменты были сложны в инструментальном сопровождении, вокалисты также пели необычные для «Пламени» тексты и фактуры. Музыкальный критик Артемий Троицкий отмечал эту пластинку как интересную и экспериментальную на тот момент.
Но опять-таки, что касается прокатной судьбы этой неординарной работы, то она также оказалась непонятой. Думаю, что публика была не готова воспринимать ее…
«Без понятия – я давно не имею никакого отношения к группе»,- последовал ответ Игоря Саруханова на мой вопрос, как часто можно было услышать «Утро – вечер» в концертном варианте. Воды утекло и правда столько, что порой хочется напеть вполголоса: «Не спеши…». Наверное, потому иногда, себя самого обгоняя, нелишне остановиться, хотя бы на миг задумавшись: вдруг то, что успел, окажется вовсе не тем, что хотел… Во всяком случае, выкроенные кем-то несколько минут для чтения моих – не всегда удачных — строк для меня по-настоящему дороги,- как и драгоценные минуты, подаренные рубрике ее участниками. Поскольку наше время – время «пик»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *