«Ак жол» повторно поднимает проблему нарушения интересов казахстанских производителей фармацевтической продукции.
По мнению партийцев, проводимое Минздравом 50%-ое уменьшение объемов закупаемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по ранее заключенным договорам ставит под угрозу реализацию Программы по развитию фармацевтической промышленности в РК на 2010-2014 годы. Об этом 22 мая на пленарном заседании Мажилиса заявил Талгат Ергалиев в депутатском запросе фракции на имя Премьер-Министра РК Серика Ахметова.
Ранее, 8 февраля, эта проблема уже была озвучена депутатом парламентской фракции Екатериной Никитинской. Речь шла об изменениях в Постановлении Правительства, аннулирующих заключенные долгосрочные договоры поставки, и лоббирующих интересы импортёров иностранной продукции.
В поступившем ответе правительства было дано разъяснение, что данные изменения в Правила организации и проведения закупа лекарственных средств не применяются на отношения, возникшие до введения в действие Постановления. Кроме того, отдельным письмом Минздрав подтвердил, что применение вновь введенного пункта 133-38 Правил по расторжению долгосрочных договоров в случае превышения двухгодичного срока начала поставки, не будет распространяться на заключенные ранее долгосрочные договоры поставки лекарственных средств.
Однако при этом, Постановлением изменен пункт 133-9 Правил, что предусматривает 50%-ое уменьшение объемов закупа продукции у поставщиков, имеющих ранее заключенные договоры.
Ссылаясь на это, ТОО «СК-Фармация», находящееся в доверительном управлении Минздрава, провело тендеры по изъятию 50% объемов большой группы лекарственных средств у ТОО «Глобал фарм Абди Ибрахим», ТОО «ФК Ромат», АО «Алматинская фармацевтическая фабрика «Нобел», фармацевтической компании «Santo Member of Polpharma Group» (АО «Химфарм») и у ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс».
Свои действия они объясняют тем, что закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения на момент заключения долгосрочных договоров в 2010-2011 годы составлял 36 млрд. и 48 млрд. тенге, а в 2012-2013 годы он увеличился почти вдвое и составил 72,8 млрд. и 82,4 млрд. тенге соответственно. При этом, не указывается, что увеличение закупа произошло за счет увеличения объемов онкологических, противодиабетических препаратов, препаратов для лечения гемофилии и вакцин, по которым очень мало отечественных лекарственных средств.
Как подчеркивается в запросе, «одним из основных инструментов господдержки, предусмотренной программой, является заключение долгосрочных, до 7 лет, договоров поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения у отечественных производителей через единого дистрибьютора. Именно эта мера привлекла стратегических инвесторов с многолетним опытом работы в фармацевтической отрасли на вышеперечисленные 4 предприятия и объем выпускаемых лекарственных средств отечественными производителями повысился с 10 млрд. т. до 22 млрд. тенге в 2011 году и 28 млрд. тенге по итогам 2012 года».
«Проводимое изъятие 50% объемов лекарственных средств противоречит нормам действующего законодательства РК — в соответствии со ст. 4 ГК РК «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие», — отмечают в этой связи депутаты. — Кроме того, статьей 4 Закона РК «Об инвестициях» закреплена полная и безусловная защита прав инвесторов, обеспеченная нашей Конституцией».